Музейный комплекс

Прп. Макарий Желтоводский и Унженский с видом Троицкого монастыря

Нижегородское Поволжье
Конец XVII в.
Надпись на обороте: «1693/4»
Дерево, левкас, темпера
31,5 х 26,6 см
Поступление: из предметов, сданных на хранение в музей и не востребованных владельцами, в начале 1920-х гг.
Витрина 2

Преподобный Макарий Желтоводский и Унженский (около 1350-х – после 1446) родился в Нижнем Новгороде, в отроческом возрасте ушел из дома и принял постриг в Нижегородском Печерском монастыре. Через своего наставника игумена монастыря Дионисия Суздальского (?–1385), который известен как один из авторитетнейших духовных деятелей своего времени, Макарий был знаком с духовными заветами прп. Сергия Радонежского. Два из трех основанных им монастырей он посвятил Пресвятой Троице.
На иконе – у ног преподобного Макария изображен Троицкий Желтоводский монастырь, основанный около 1434 года недалеко от Нижнего Новгорода. Эта волжская обитель в 1439 году была разорена ордынцами, а в начале царствования Михаила Федоровича возобновлена иноком Авраамием из Мурома. К середине XVII века МакариевскийЖелтоводский монастырь вошел в число наиболее крупных обителей России, а во второй половине столетия достиг наивысшего расцвета. В этот период из его стен вышло много выдающихся деятелей Русской Церкви – патриарх Никон, духовник царя Алексея Михайловича Стефан Вонифатьев, идеолог раскола Аввакум Петров и другие.
Еще в XVI веке у стен монастыря на середине Волжского торгового пути стихийно развилась ярмарка, которая получила название Макарьевской. В XVII веке она стала самой знаменитой в стране. В 1641 году царь Михаил Федорович пожаловал монастырю право собирать таможенные пошлины с торговцев. На доход от торговых сборов в монастыре были возведены каменные постройки.

Подробнее...

В конце XVII века Желтоводский монастырь превратился в мощное фортификационное сооружение. Именно таким он изображен на иконе. Иконописец с редким для своего времени мастерством передал обширный архитектурный комплекс, отличавшийся исключительной композиционной сложностью. Он скрупулезно изобразил не только сами строения, но и архитектурные членения каменных зданий, бревна деревянных построек, кресты на главках, флюгера на башнях, печные трубы на всех жилых постройках и т.д. Этот редкий по красоте архитектурный ансамбль представлен на фоне идиллического пейзажа с пологими, мягких очертаний холмами, тонкими деревьями, узкой речушкой, через которую перекинут мост, и небольшими избушками.
Преподобный Макарий предстает на иконе в молении к Пресвятой Троице. Возвышаясь над монастырем, он держит в руках свиток с обращением к братии, в котором звучит призыв надеяться, что и после смерти он будет предстательствовать за иноков перед Богом.
Икона написана художником, блистательно владеющим «ланчафтным» (ладшафтным, или пейзажным) письмом, которое вошло в арсенал мастеров Оружейной палаты и их последователей во второй половине XVII века.

Свернуть
1