Портрет цесаревича Павла Петровича

Портрет выполнен по оригинальной камее из трехслойного оникса, поднесенной великой княгиней Марией Федоровной императрице Екатерине II ко дню ее тезоименитства – 24 ноября 1790 года.
Подробнее...Екатерина была страстной собирательницей гемм – резных изображений, выполненных на ювелирных камнях. Обладая одной из самых крупных коллекций резных гемм, императрица задумалась о создании копий этих миниатюрных шедевров. С этой целью в специальной комнате Эрмитажа приглашенные Екатериной резчик-медальер К. фон Леберехт и химик-художник Г. Кениг приступили к изготовлению паст или, как их тогда называли – пат, из специальной стеклянной массы, применявшейся как для слепков с камей, так и для создания рельефных портретов-медальонов.
Под влиянием венценосной свекрови интерес к "камейному художеству" стала проявлять и Мария Федоровна. Под руководством К. фон Леберехта и Г. Кенига великая княгиня обучалась рисунку, технике металлических отливок, изготовлению стеклянных паст и работе с воском. Мария Федоровна пробовала себя в камейной резьбе по камню. Она также увлеклась отливками портретов с последующей резьбой в дублированном стекле, в основе своей – цветном (синем или «под сердолик»), сверху – молочном.
Профильные портреты мужа и детей были выполнены ею из молочного стекла, увлечение которым в 1780-х годах связано с любовью к белоснежному фарфору. Стекло, чрезвычайно разнообразный по своим возможностям материал, использовалось как в технике отливки, так и в технике резьбы. Хрупкое и одновременно прочное, оно в холодном состоянии поддавалось резцу так же, как природный камень. Гипсовые слепки с камей позволяли делать неоднократные отливки из стекла.
Камейные портреты, созданные великой княгиней, чаще всего оправлялись в золоченую бронзу и служили подарками близким.