Архитектурные детали
В эпоху Золотой Орды была создана уникальная городская цивилизация. В степях были созданы новые города. Они возникли «мгновенно» во второй половине
XIII – начале XIV века практически на пустом месте по воле ханской власти, в отличие от старых, давно существовавших в земледельческих районах. Археологи фиксируют не менее 140 городов, общую численность населения которых можно оценить в пределах 0,5–1 миллиона человек. Центром Золотой Орды было Нижнее Поволжье, где находились два самых настоящих средневековых мегаполиса – Сарай ал-Махруса (Старый Сарай) и Сарай ал-Джадид (Новый Сарай). Сами города не сохранились, разрушенные временем. Они имели восточный облик: широкие улицы, вдоль которых текли арыки, водопровод, спрятанный в керамические трубы, и фонтаны, из которых жители брали питьевую воду. Дворцы аристократии, мечети, караван-сараи, мавзолеи, бани, построенные из дерева, сырцового, либо жженого кирпича, украшали полихромные изразцовые панно с растительным и арабесковым орнаментом. Для остекления в окна вставлялись гипсовые резные решетки с цветными стеклами. Двери оформлялись алебастровыми орнаментированными наличниками. Крыши зданий крылись черепицей.
В золотоордынских городах были широко развиты ремесла, связанные с изготовлением архитектурного декора. Большую часть архитектурного декора составляют мозаики, изготовленные из кашина (перемолотый кварцевый песок с добавлением белой глины, извести и других примесей, сплавленных при температуре 1000°–1200°С). Такие мозаики покрывали большие плоскости наружных поверхностей зданий, но могли являться и частью внутреннего убранства. Из элементов мозаик составлялись большие панно, фризы, карнизы, арки и т.д. Геометрические фигуры, покрытые поливой белого, голубого, фиолетового и других цветов, соединялись вместе и образовывали части большого панно.
Другим видом украшения зданий были изразцы на кашине с подглазурной росписью. Они известны не только в Нижнем Поволжье, но и за его пределами. Среди изображений на таких плитках преобладают хризантемы, лотосы, цветы на изогнутых стеблях с резными листьями. При изготовлении мозаик использовался и эпиграфический декор – арабские буквы или их стилизация. Чаще всего буквы были выполнены белым цветом на ультрамариновом фоне. Иногда мозаики дополнялись растительными побегами. Из таких мозаик обычно собирались длинные узкие панно в виде «бордюров» или большие круглые медальоны – «тондо», заключавшие в себе благопожелательную надпись.
В архитектурном убранстве золотоордынских домов кроме декора из глазурованных изразцов часто встречается резная терракота. Для декора терракот характерна ограничивающая кайма в виде полосы с чередующимися розетками и кружками. Внутри этой полосы, в центре композиции располагался медальон с сложным растительным орнаментом, окруженный стилизованными арабскими буквами.