Музейный комплекс

Чаши

XIII–XIV вв.
Глина, кашин, ангоб, полива
Раскопки А.В. Терещенко, 1840 г.; Г.А. Федорова-Давыдова, 1976, 1983, 1989 гг. Поступление: из Государственного Эрмитажа 1956 г.; из МГУ 2003 г.
Витрина 11

Золотоордынские города были крупными центрами ремесла. Целые кварталы городов занимали ремесленники, специализировавшиеся на какой-то определенной отрасли (металлургической, керамической, ювелирной, стекольной, косторезной и т. д.). Наиболее развито было гончарное ремесло.
На городище Селитренное, на берегу реки Ахтубы, где когда-то находилась первая столица Золотой Орды – город Сарай ал-Махруса, была раскопана большая керамическая мастерская XIV века, занимавшая целый квартал. Все виды поливной и неполивной посуды обжигались в этой мастерской в горнах разных типов, некоторые из которых представляли собой сложные инженерные сооружения.
Рядом с горнами были найдены формы для изготовления чаш и изразцов, печной «припас» – различные приспособления, используемые при обжиге, бракованная керамика. Разнообразные чаши, тарелки, кувшины, «гюльабданы» (сосуды для розовой воды, которой ополаскивали пальцы после еды) изготовлялись из глины и кашина (перемолотый кварцевый песок с добавлением белой глины, извести и других примесей, сплавленных при температуре 1000°–1200°С), имитирующего китайский фарфор, которому подражали средневековые мастера. Они покрывались прозрачной и цветной глазурью по росписи, рельефу или гравировке, орнаменты сочетали растительные и геометрические узоры, иногда дополненные арабской вязью. Обычно в такой технике украшались пиалообразные чаши.

Подробнее...

Чаши из Селитренного городища украшены каплевидными деталями, которые у исследователей называются «павлиний глаз». На самом деле, этот орнамент состоит из стилизованных «ныряющих рыбок». Данный сюжет пришел с Дальнего Востока, где рыба символизировала счастье. В центре таких чаш, как правило, изображаются водоплавающие птицы, цветок лотоса или шестиконечные звезды.
Интересна техника в стиле «рисового зерна». В слегка подсушенных сосудах просверливались отверстия в стенках. После этого сосуд покрывался глазурью, расписывался и обжигался. Своеобразная техника зародилась в Китае, где отверстия формировались при помощи зерен риса, которые выгорали при обжиге и оставляли отверстия в стенках сосудов, которые потом «затягивались» поливой. После обжига сквозь тонкую пленку глазури был виден дневной свет.
В Золотой Орде существовала и посуда специализированного назначения. Это, так называемые «альбарелло» – небольшие сосуды с цилиндрическим туловом, зауженным в средней части. Находки альбарелло на всей территории Золотой Орды многочисленны. Большая часть их сосредоточена на территории Нижнего Поволжья. Сосуды имеют специальную форму горла и венчика. Узкое высокое горло и расширяющийся венчик необходимы для того, чтобы закрыть сосуд, накрыть его бумагой, тканью или кожей и перевязать шнуром. Таким образом, сосуд плотно запечатывается, предотвращая потерю дорогостоящих жидкостей или сухих лекарственных смесей. Развитие форм этих аптечных сосудов происходит с Ближнего Востока, где были распространены подобные бамбуковые сосуды, использовавшиеся подобным образом. После XIV века данная посуда получила распространение по всей Европе, особенно в Италии и Франции.
Формы красноглиняной и сероглиняной керамики очень разнообразны. Это и кухонная посуда, и бытовые предметы, и тара: кувшины, амфоры, горшки, тарелки, миски, крышки, сковороды, светильники, копилки, игрушки и т.д. Интересны сосуды-сфероконусы, предназначавшиеся, как предполагают ученые, для перевозки ртути и других дорогостоящих жидкостей.

Свернуть
1