Музейный комплекс

Большой Сион Московского Успенского собора 1486 года. Гальванокопия

Россия
Последняя четверть XIX – начало XX в. (по оригиналу 1486 г.)
Медный сплав; гальванокопия, золочение, чернь
92 х 55 см
Поступление: приобретено у Ф.К. Триандафиллидиса в 1911 г.
Витрина без номера (рядом с витриной 6)

Сион или Иерусалим имеет вид храма и предназначен для хранения Запасных Даров. При особо торжественных церковных службах выносился дьяконом из алтаря церкви. Впервые «сион» упоминается в Ипатьевской летописи под 1158 годом, а последние сведения о его сооружении в Москве относятся к концу XV века.
Сион – копия Большого Сиона Московского Успенского собора, по преданию уцелевшего от рук воров, ограбивших Московскую Патриаршую ризницу. Изготовлен по заказу Ивана III в 1486 году для торжественных богослужений в центральном соборе Москвы – Успенском. «В ЛЕТО 6994 СДЕЛАН БЫСТЬ СИ ИЕРУСАЛИМ ПОВЕЛЕНИЕМ БЛАГОВЕРНАГО И ХРИСТОЛЮБИВОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА ГОСПОДАРЯ ВСЕЯ РУСИ В 25 ЛЕТО ГОСПОДАРЬСТВА ЕГО В ЦЕРКОВ УСПЕНИЯ ЧИСТЫЯ И КО ГРОБУ ЧУДОТВОРЦА ПЕТРА НА МОСКВЕ».
Употребление термина «господарь всея Руси» было призвано подчеркнуть суверенность власти Ивана III и независимость возглавляемого им государства, а также представления о царском происхождении московских князей и о наследовании царского титула из Византии.

Подробнее...

Именно в княжение Ивана III, выдающимся достижением которого было свержение золотоордынского ига в 1480 году, и его сына Василия III был завершен процесс объединения русских земель в единое государство, начатый еще первыми московскими князьями и длившийся несколько веков. С этого времени в официальных документах встречается новое название Русского государства – Россия; столицей единого Российского государства становится Москва. К началу правления Ивана III территория Московского княжества не превышала четырехсот с лишним тысяч квадратных километров, а при вступлении на российский престол его внука Ивана IV Грозного, размеры государства увеличились в шесть раз.
Особое место копия Сиона занимает в истории создания музея. Она была изготовлена в ряду других копий известных мировых памятников специально для Российского Исторического музея, что отражает возросший интерес к истории и культуре страны во второй половине XIX столетия.
Выполнен Сион в сложной технике оброна – высоко рельефной чеканки, при которой рисунок на пластине выдавливается рельефом наружу, а затем с лицевой стороны детально разрабатывается. В XV веке подобным искусством чеканки с наличием фигур в рельефе отличались итальянские мастера. Уникальный памятник представляет стилистический симбиоз русского средневекового искусства конца XV века и романского – конца XII – начала XIII века.

Свернуть
1