Музейный комплекс

Портрет Надежды Федоровны Енгалычевой с дочерью

Неизвестный художник. Круг Э.Л. Виже-Лебрен
Россия
1800-е гг.
Холст, масло
193,0 х 145,0 см
Поступление: из Румянцевского музея, позднее – из Зубаловского фонда, 1920-е гг.
Витрина 3

Портрет княгини Надежды Федоровны Енгалычевой, урожденной Протасьевой (1776–1840), с дочерью княжной Анной Парфеньевной(?–1873).
На портрете изображены жена и дочь князя Парфения Николаевича Енгалычева (1769/1771–1829), натурфилософа и литератора, пианиста, скрипача, композитора-любителя, автора книг по медицине и педагогике. В 1795 году князь был отставлен от военной службы, в конце XVIII – начале XIX века его избрали предводителем дворянства Шацкого уезда Тамбовской губернии. В 1812 году он участвовал в сборе пожертвований на нужды армии.

Подробнее...

Начиная с 1799 года, П.Н. Енгалычев издал несколько книг по медицине и гигиене, а также о проблемах воспитания: «Простонародный лечебник», «О продолжении человеческой жизни, или Средство, как достигнуть можно здоровой, веселой и глубокой старости», «Словарь физического и нравственного воспитания».
Композиция и детали второго плана этого портрета имели большое сходство с парадными портретами французской художницы Э.Л. Виже-Лебрен, которая работала в России в конце XVIII века.
Тема супружеской и материнской любви, как главного предназначения женщины, присутствует на всех семейных портретах Виже-Лебрен. Связующим звеном, центром композиции в портрете матери и дочери служит миниатюрное изображение отца.

Свернуть
1