Музейный комплекс

Ваза

Императорский стеклянный завод. Россия, Санкт-Петербург
1830-е гг.
Стекло с подцветом «золотого рубина», бронза, гранение, золочение
Высота 56,0 см. Ширина 30,0 см. Основание 17,0 х 17,0 см
Поступление: База ГосфондаМисскуппромторга; 1950 г.
Витрина 3

Ваза – эталонное произведение в стиле ампир. Она исполнена мастерами Императорского стеклянного завода в 1830-х годах из двухслойного стекла и роскошной золоченой бронзы. Под слоем бесцветного хрусталя помещен слой драгоценной массы «золотой рубин» великолепного алого колера. Этот цвет получается путем добавления чистого золота в исходный состав стекла. Подобные вазы демонстрировались на Всероссийской мануфактурной выставке 1829 года как крупнейшее достижение Императорского стеклянного завода.
В производстве цветного стекла Императорский завод в конце XVIII – начале XIX века не знал себе равных не только в России, но и Европе. Благодаря усилиям великого русского ученого М.В. Ломоносова, который, в 50-х – 60-х годах XVIII века, проведя около 4 000 опытов, составил более 60 рецептов «цветной материи». В Петербурге умели варить стекло синее и фиолетовое, алое (т. н. «золотой рубин») и молочное, зеленое и бирюзовое, желтое и аквамариновое, опаловое, черное и яшмовое. Богатство этой палитры присутствует во многих шедеврах Императорского завода эпохи ампира.

Подробнее...

Императорский стеклянный завод неизменно оставался законодателем мод в производстве художественного стекла в России. «Журнал мануфактур и торговли», помещая во втором номере от 1830 года «Высочайше утвержденное положение о клеймении изделий Российских фабрик», подчеркивал, что самым главным для петербургского завода должно быть стремление «стать выше всех ему подобных заводов в России и быть им примером».
История Императорского стеклянного завода начинается в 1735 году, когда голландец В. Эльмзель построил завод на реке Фонтанке в Санкт-Петербурге. Позже сюда были переведены мастера и оборудование Ямбургского завода А.Д. Меншикова. После смерти В. Эльмзеля в 1738 году завод был отписан в казну, получил название «Казенный», и находился в управлении Дворцовой конторы. В 1774 году предприятие перевели в с. Назью Шлиссельбургского уезда; завод стал называться «Назьинский». В 1777 году он был передан Г.А. Потемкину в «вечное» потомственное владение. В 1783 году князь перевел его в село Озерки в четырех верстах от Петербурга. После смерти Г.А. Потемкина в 1792 году завод перешел в казенное управление и стал именоваться «Императорский». В 1890 году он прекратил самостоятельное существование и вошел в состав Императорского фарфорового завода.
Императорский стеклянный завод не испытывал недостатка в художественных силах для разработки проектов новых изделий. В начале XIX века здесь была учреждена должность «инвентора» (художественного руководителя). На нее назначались крупнейшие архитекторы и художники страны – Ж. Тома де Томон (1804–1813), К.И. Росси (1813–1819), И.А. Иванов (1819–1848). Для императорского стекла делали эскизы Дж. Кваренги, А.Н. Воронихин, А.П. Брюллов. По их проектам создавались парадные многопредметные сервизы, изделия для украшения дворцовых интерьеров, составлявшие неотъемлемую часть их величавого, светлого и радостно-праздничного облика.
Современников изделия завода поражали «чистотой массы, красивыми формами, зеркаловидной шлифовкой, искусной гранью и резьбой, а некоторые своею огромностью».
В Россию модную технологию изготовления хрусталя, очевидно, привез мастер Императорского стекольного завода Ефрем Карамышев, который с 1783 по 1788 год обучался в Англии химии, минералогии и стекольному делу. Именно с хрусталем оказалось связано раскрытие новых возможностей стекла как материала для создания монументально-декоративных изделий крупных форм. На петербургском заводе в первой четверти XIX в. виртуозно использовали все бесконечное разнообразие видов орнаментальной огранки хрусталя: «простой алмаз», «ямки», «листья», «ступенчатую», «сетчатую», «овальную», «кольцевую». Самой любимой стала огранка, получившая впоследствии название «камень», – плоские заштрихованные квадраты, разделенные глубокими клиновидными желобками.

Свернуть
1