Музейный комплекс

Фортепиано

Франция
Конец XVIII века
Карельская береза, кость, металл; резьба, полировка, золочение
255,0 х 107,0 х 53,5 см
Поступление: из Государственного музея мебели; 1927 г.
Витрина 1

Фортепиано с вертикальным расположением струн – характерный инструмент для интерьеров домов и музыкальных салонов Франции конца XVIII века. Пришедшая к власти буржуазия осуждала все, что было характерно для "старой" Франции, а художники стремились к созданию нового, более строгого и лаконичного стиля.
Инструмент внешне напоминает шкаф. Фанеровка его выполнена из тополя; он украшен вставками из черного дерева и золочеными бронзовыми накладками.

Подробнее...

Вопрос о том, кто именно проектировал инструмент, пока остается открытым, но, судя по уровню исполнения, его изготовили в столичных мастерских.
Механизм инструмента выполнен фирмой братьев Эрар в Париже. Основатель фирмы, Себастьян Эрар, был сыном столяра. С 1768 года он обучался в мастерской, где изготавливались клавесины и в 1777 году сделал свое первое фортепиано. В это же время он вместе с братом организовал в Париже фабрику по производству фортепиано. Сложная политическая ситуация во Франции заставила его летом 1786 года покинуть Париж и на целое десятилетие обосноваться в Лондоне, где он также открыл фабрику. После возвращения мастера на родину, фирма братьев Эрар поставляла инструменты для резиденций членов семьи Наполеона в различные страны Европы.
Декоративное оформление инструмента выдержано в классицистическом стиле, характерном для эпохи Директории. С торцевых сторон расположены бронзовые металлические накладки с профильным изображением Наполеона и надписью на французском языке «GeneralBuonaparte» (Генерал Буонапарте – фр.). Именно они помогли при атрибуции данного предмета.
Иконография Бонапарта на накладке относится к концу XVIII века. Император здесь выглядит очень юным – таким, каким он был в момент получения генеральского чина. Чин бригадного генерала Наполеон получил в 1793 году после взятия Тулона; после разгрома мятежа роялистов он стал дивизионным генералом – сама надпись «GeneralBuonaparte» подтверждает этот факт. Фамилия Бонапарта написана с использованием буквы «u» (Buonaparte) – так, как она звучала до 1796 года. Изменение фамилии связано с желанием Наполеона скрыть свое итальянское происхождение. На более поздних изображениях можно видеть написание фамилии уже в сокращенном варианте. А начиная с 1804 года портреты Бонапарта в лавровом венке сопровождаются надписью, указывающей на его императорский титул.
На основе вышеизложенного, можно сделать вывод, что в Государственном историческом музее хранится уникальный памятник, отражающий не только изменения в декоративно-прикладном искусстве, но и тесно связанный с историческими событиями, происходившими во Франции в конце XVIII века.

Свернуть
1