Канделябры парные на четыре свечи с фигурами Граций
В начале XIX века французская бронза ввозилась в Россию беспошлинно, но стоила чрезвычайно дорого. Как отмечалось в обзоре первой российской мануфактурной выставки 1829 года, «…золоченая бронза есть из числа предметов роскоши, коих употребление бережливые нации у себя запрещают… Магазины в столицах наполнены… драгоценными изделиями сего рода, так что по самому верному расчету ценность оных в одном только богатом магазине С.-Петербурга превышала годовой доход целой губернии». Однако гипноз французской моды был настолько силен, что российская аристократия охотно экспортировала произведения наполеоновской империи.
Подробнее...С середины XVIII века французская школа художественной бронзы занимает лидирующее положение в Европе. С последней четверти XVIII века «первым среди лучших» французских бронзовщиков становится Пьер-Филипп Томир.
Пьер-Филипп Томир родился 5 декабря 1751 года в семье потомственного чеканщика. К середине 1780-х годов он стал придворным поставщиком Людовика XVI, а вскоре начал сотрудничать со знаменитой Севрской мануфактурой, где занимал должность штатного бронзовщика до 1813 года.
Революционные события 1789 года заставили Томира на время прекратить производство золоченой бронзы – его фабрика начала выпускать оружие для революции. В 1790-е годы, в эпоху Директории, Томир расширил свое производство, получившее широкую известность благодаря созданию нового типа обстановочной бронзы.
Обладая широтой художественного мышления и способностью быстро улавливать новые веяния, Томир обратился к спокойно-величавым композициям, монументальным крупным формам, которые должны были наполнить особой значимостью интерьеры новой аристократии. Во времена Первой Империи Томир стал самым крупным бронзовщиком Франции. Томир работал с крупнейшими художниками Франции, его по праву можно считать одним из создателей стиля ампир. Талант и вдохновение, виртуозное владение техникой бронзового литья, доведенное до совершенства контрастное сочетание темной и золоченой бронзы, позволяли Томиру создавать композиции величественные, монументальные и лиричные.
Мастерство Томира-дизайнера воплотилось в создании нового типа настольных украшений с зеркальными поверхностями. Это подносы разнообразной формы: круглые, составные овальные, достигавшие 1,5 м в длину. На них ставились вазы, канделябры, предметы сервировки стола. Отражение в зеркальной поверхности мерцающего пламени свечей, блеска хрусталя и сверкания золоченой бронзы создавало ощущение торжественного величия, столь свойственного стилю ампир.
У Томира никогда не было недостатка в заказах. В числе его почитателей и поклонников был русский императорский двор. Изделия были необычайно популярны в России, ими украшались особняки и усадьбы русской знати. Приобретение предметов обстановочной бронзы знаменитой французской фирмы считалось делом престижа и признаком хорошего тона. Благодаря этому в настоящее время в российских коллекциях насчитывается самое значительное после Франции собрание изделий французского бронзовщика.