Музейный комплекс

Канделябры парные на четыре свечи с фигурами Граций

Бронзолитейное предприятие П.-Ф. Томира (P.-Ph. Thomire)
Франция, Париж
Первая четверть XIX века
Внизу основания выбито: THOMIRE. A PARIS
Бронза; литье, чеканка, золочение
48,2 х 21,6 х 18,0 см
Поступление: из Мосгорсуда; 1986 г.
Витрина 1

В начале XIX века французская бронза ввозилась в Россию беспошлинно, но стоила чрезвычайно дорого. Как отмечалось в обзоре первой российской мануфактурной выставки 1829 года, «…золоченая бронза есть из числа предметов роскоши, коих употребление бережливые нации у себя запрещают… Магазины в столицах наполнены… драгоценными изделиями сего рода, так что по самому верному расчету ценность оных в одном только богатом магазине С.-Петербурга превышала годовой доход целой губернии». Однако гипноз французской моды был настолько силен, что российская аристократия охотно экспортировала произведения наполеоновской империи.

Подробнее...

С середины XVIII века французская школа художественной бронзы занимает лидирующее положение в Европе. С последней четверти XVIII века «первым среди лучших» французских бронзовщиков становится Пьер-Филипп Томир.
Пьер-Филипп Томир родился 5 декабря 1751 года в семье потомственного чеканщика. К середине 1780-х годов он стал придворным поставщиком Людовика XVI, а вскоре начал сотрудничать со знаменитой Севрской мануфактурой, где занимал должность штатного бронзовщика до 1813 года.
Революционные события 1789 года заставили Томира на время прекратить производство золоченой бронзы – его фабрика начала выпускать оружие для революции. В 1790-е годы, в эпоху Директории, Томир расширил свое производство, получившее широкую известность благодаря созданию нового типа обстановочной бронзы.
Обладая широтой художественного мышления и способностью быстро улавливать новые веяния, Томир обратился к спокойно-величавым композициям, монументальным крупным формам, которые должны были наполнить особой значимостью интерьеры новой аристократии. Во времена Первой Империи Томир стал самым крупным бронзовщиком Франции. Томир работал с крупнейшими художниками Франции, его по праву можно считать одним из создателей стиля ампир. Талант и вдохновение, виртуозное владение техникой бронзового литья, доведенное до совершенства контрастное сочетание темной и золоченой бронзы, позволяли Томиру создавать композиции величественные, монументальные и лиричные.
Мастерство Томира-дизайнера воплотилось в создании нового типа настольных украшений с зеркальными поверхностями. Это подносы разнообразной формы: круглые, составные овальные, достигавшие 1,5 м в длину. На них ставились вазы, канделябры, предметы сервировки стола. Отражение в зеркальной поверхности мерцающего пламени свечей, блеска хрусталя и сверкания золоченой бронзы создавало ощущение торжественного величия, столь свойственного стилю ампир.
У Томира никогда не было недостатка в заказах. В числе его почитателей и поклонников был русский императорский двор. Изделия были необычайно популярны в России, ими украшались особняки и усадьбы русской знати. Приобретение предметов обстановочной бронзы знаменитой французской фирмы считалось делом престижа и признаком хорошего тона. Благодаря этому в настоящее время в российских коллекциях насчитывается самое значительное после Франции собрание изделий французского бронзовщика.

Свернуть
1