Наконечник культового жезла
Бронзовый наконечник культового жезла – ажурный, многофигурный, имеет четырнадцать петель для колокольчиков по нижнему периметру и одну петлю под втулкой. Всего сохранилось девять колокольчиков: один в центре и восемь – по периметру. Один колокольчик висит на сохранившемся бронзовом кольце, остальные были подвешены на несохранившихся железных кольцах. Верхний ярус предмета соединен с нижним четырнадцатью пластинами, прямыми и изогнутыми. В центре предмета располагается втулка. Снизу она завершается петлей, к которой подвешен колокольчик.
По верхнему кругу расположена композиция, состоящая из семи элементов, включающих как отдельные фигуры, так и группы. Центр композиции – объемная голова оленя с ветвистыми рогами. Также в композицию входят две фигурки всадников, две человеческие фигурки с распростертыми руками (в позе моления) и еще две человеческие фигурки в той же позе, каждая из которых изображена стоящей между двумя турьими (козлиными?) головами. Ноги фигур переходят в пластины, соединяющие верхнюю часть изделия с нижней. По нижнему краю располагались колокольчики.
Предмет размещался на нижнем конце культового жезла и во время отправления культа, в процессе движения, издавал звон. Наконечник был связан с лунарным культом, а также в его композиции просматриваются черты, связанные с фаллическим и близнечным культом.
Подтверждением связи предмета с лунарным культом служит число четырнадцать, которое трижды повторяется в конструкции предмета: число групп фигур верхнего яруса, число колокольчиков и число перемычек между верхом и низом. Очень показательно, что от живота одной из лошадей, помимо двух ног, отходит третья подпорка, необходимая исключительно для количества перемычек. Число четырнадцать является удвоенным числом семь, соответствующим лунной фазе. В пластике кобанской культуры этого времени числовая магия, связанная с числами 7, 14 и 28, была отмечена неоднократно. Лунарный культ зафиксирован в культурах Кавказа этой эпохи по самым различным признакам.
Близнечный культ, широко распространённый в древних культурах, отражает дуализм представлений о луне и солнце, свете и тьме, жизни и смерти. Парность фигур, групп фигур, удвоение числа 7 свидетельствуют о его наличии. Парные всадники известны во многих древних верованиях и безусловно были также связаны с близнечным культом.
Практически все древние культы связаны с представлениями о плодородии. В данном предмете отчетливо выражен фаллический аспект этих представлений: все человеческие фигурки имеют подчеркнутый фаллос. Помимо этого, можно заметить, что черты лица людей не проработаны: на высокой шее находится овальная пластина – голова с бородой, форма которой повторяет фаллос. Морды козлов оформлены в виде округлых выступов, как и морда оленя в центре композиции. Так же оформлены и сами изображения фаллосов на данном предмете.
Три яруса в композиции наконечника культового жезла соответствуют древним представлениям о строении вселенной: о верхнем, среднем и нижнем мирах.
Жезл со звенящим наконечником вероятно использовался при совершении ритуалов жрецом – человеком, наделенным сакральными полномочиями, и был захоронен вместе с ним.
Такие наконечники культовых жезлов единичны, на сегодняшний день известно всего три таких предмета; интересно, что они не повторяют друг друга по набору изображений.