Музейный комплекс

Чаша

Золотая орда
XIV–XV вв.
Золото; выколотка, чеканка
Раскопки Н.И. Веселовского 1906, 1907 гг. Дар Археологической комиссии 11.10.1912 г.
Витрина 3

Одним из самых трагических событий в истории народов Северного Кавказа, во многом определившим их политическое и экономическое развитие, стало монгольское завоевание. Впервые монголы появились здесь в 1221–1222 годах, разгромив алано-кыпчаков и половцев, а осенью 1237 года захватчики вторглись в земли адыгов. Египетский ученый Бадреддин Махмуд Ахмед Элайни (1361–1451) в своей летописи писал, что монголы «ВТОРГНУВШИСЬ В ЭТИ ЗЕМЛИ, ...ПОКОРИЛИ ЖИВШИЕ В НИХ ТЮРКСКИЕ НАРОДЫ И ПЛЕМЕНА КИПЧАКСКИЕ, АЛАНСКИЕ, АСКИЕ, АВЛАКСКИЕ, ЧЕРКЕССКИЕ, РУССКИЕ...; ОНИ ОДОЛЕЛИ ИХ РАЗБОЕМ, ГРАБЕЖОМ, ПЛЕНОМ И ОПУСТОШЕНИЕМ...»1.
В результате, территория предгорий Главного Кавказского хребта (северокавказских степей) вошла в состав улуса Джучи (Золотой Орды), что привело к сложному переплетению культур местных народов с культурами, привнесенными монголами. Способствовало расширению культурных связей и северокавказское ответвление знаменитого Шелкового пути, проходившего от Черного моря к Каспийскому по «закубанским равнинам».
Примером этнокультурной принадлежности населения на исторической земле адыгов может служить один из самых известных и ярких археологических памятников – курганы, раскопанные и изученные археологом, профессором Петербургского университета, членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук Николаем Ивановичем Веселовским (1848–1918) в окрестностях станицы Белореченской на рубеже XIX–XX веков. Ученые связывают Белореченские курганы с зихами (средневековыми адыгами), точнее – с представителями местной знати, которая находилась в тесной связи с Золотой Ордой.

Подробнее...

В 85 курганах было найдено несколько тысяч артефактов: высокохудожественные изделия из золота и серебра, оружие, золотоордынские дирхемы, остатки шелковых и парчовых кафтанов, предметы быта. В богатых захоронениях – изделия из стекла, изготовленные в Венеции, Закавказье, Ближнем Востоке; поливные сосуды из Крыма, Азова и Поволжья и металлическая посуда. В основном это были серебряные и золотые чаши и ковши, подложенные под голову, локти или пятки погребенного. Видный советский археолог Варвара Павловна Левашева (1901–1974) считала, что «эти случаи следует рассматривать как выполнение какого-то особого обряда...».2
Генуэзский путешественник, историк и этнограф эпохи Возрождения, Джорджио Интериано в своем первом в средневековой литературе монографическом описании Черкесии «Быт и страна зихов, именуемых черкесами. Достопримечательное повествование», изданном в Венеции в 1502 году, пишет об исключительном отношении адыгов к чашам: «В ДОМАХ У НИХ ИМЕЮТСЯ МАССИВНЫЕ ЗОЛОТЫЕ ЧАШИ, СТОИМОСТЬЮ ОТ ТРИДЦАТИ ДО ПЯТИСОТ ДУКАТОВ (Я ГОВОРЮ ЗДЕСЬ О ЗНАТНЫХ), ТАК ЖЕ И СЕРЕБРЯНЫЕ, ИЗ КОТОРЫХ ОНИ ПЬЮТ С ВЕЛИЧАЙШЕЙ ТОРЖЕСТВЕННОСТЬЮ, КОТОРОЙ ОБСТАВЛЯЕТСЯ У НИХ ЭТА ЦЕРЕМОНИЯ: БОЛЕЕ ЧЕМ ЛЮБЫЕ ДРУГИЕ ОБРЯДНОСТИ. ОНИ ВЫПИВАЮТ ПОСТОЯННО И ВО СЛАВУ БОЖИЮ, И ВО ИМЯ СВЯТЫХ, И ВО ЗДРАВИЕ РОДИЧЕЙ, И В ЧЕСТЬ ПАМЯТИ УМЕРШИХ ДРУЗЕЙ, И В ПАМЯТЬ КАКИХ-ЛИБО ВАЖНЫХ И ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ПОДВИГОВ, И ПЬЮТ С БОЛЬШОЙ ТОРЖЕСТВЕННОСТЬЮ И ПОЧТЕНИЕМ, СЛОВНО СОВЕРШАЯ СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЕ, ВСЕГДА С ОБНАЖЁННОЙ ГОЛОВОЙ В ЗНАК НАИВЫСШЕГО СМИРЕНИЯ... ЕСЛИ ЖЕ СЛУЧИТСЯ ИМ ПРИОБРЕСТИ В КАЧЕСТВЕ ДОБЫЧИ ИЛИ ИНЫМ ПУТЕМ ЗОЛОТО ИЛИ СЕРЕБРО, ТО СЕЙЧАС ЖЕ ОНИ ЕГО ТРАТЯТ НА ТЕ ЧАШИ, О КОТОРЫХ Я ГОВОРИЛ ВЫШЕ...»3. Использовались чаши, как мы видим из материалов раскопок Белореченских курганов, и при обряде захоронения: «...ЕГО ПОСЕЩАЮТ РОДНЫЕ, ДРУЗЬЯ И ПОДДАННЫЕ, КОТОРЫЕ ПРИНОСЯТ РАЗЛИЧНЫЕ ДАРЫ, ВРОДЕ СЕРЕБРЯНЫХ ЧАШ, ЛУКОВ, СТРЕЛ И ДРУГИХ ПРЕДМЕТОВ»4. Наряду с серебряными и золотыми поясами, украшениями конской сбруи, чаши являлись свидетельством высокого статуса их хозяина.


1. Тизенгаузен В.Г. XXV. Из летописи Бедреддина Элайни // Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. – СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1884. — Т. I. Извлечения из сочинений арабских.
2. Левашева В.П., 1953. Белореченские курганы // Археологический сборник. Труды государственного исторического музея. Вып. XXII. М. С. 175.
3. Гарданов В.К., Пенчко Н.А. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик. Эльбрус. 1974, С. 49,50.
4. Там же. С. 51.

Свернуть
1