Икона. Богоматерь Петровская
Икона Богородицы «письма митрополита Петра» была принесена в Московский Кремль в тот исторический период, когда Москва становится духовным и политическим центром Древней Руси.
Созданная руками московского святителя, который в 1325 году перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву, она, с древности считавшаяся чудотворной, стала главной святыней московских святителей и князей, их покровительницей и заступницей.
Согласно ранней редакции жития митрополита Петра (? – 1326), составленной ростовским епископом Прохором между 1326 и 1328 годом, икону Богородицы Петр написал, еще будучи настоятелем монастыря на реке Рате. Позже там, в бассейне Вислы, образовался Новодворский монастырь. Впоследствии икона была перенесена в Москву, а после смерти святителя помещена возле его гробницы в Успенском соборе и почиталась вместе с его святыми мощами.
Среди святынь Московского Кремля особое место занимали две древние чудотворные иконы – Богоматерь Владимирская «письма евангелиста Луки», и «Богородица письма митрополита Петра». В русской истории XV–XVII веков Владимирская и Петровская иконы идут рядом как «большой» и «малый» чудотворные образы в богослужебных процессиях Московского Кремля.
Почитание иконы «письма митрополита Петра» было прямо связано с прославлением самого московского чудотворца. Обретение святых мощей митрополита Петра и установление дней его памяти, являвшихся и днем празднования иконы Богородицы его письма, способствовало прославлению святыни, созданию ее списков и реплик по заказам лиц, близких к митрополичьему и великокняжескому двору.
С Петровской иконой Богоматери связано немало важных исторических событий. Так, патриарх Иов брал ее с собой, когда ходил в Новодевичий монастырь уговаривать Бориса Годунова принять царство. А в 1613 году «Петровскую» взяла с собой делегация, отправившаяся в Кострому призывать на царство Михаила Федоровича Романова. На рубеже XIX–XX веков следы иконы теряются.
Современные исследователи обратили внимание на идентичность иконографических особенностей «Богоматери Петровской» и константинопольской иконы «Богоматери Одигитрии Пименовской», созданной в 1380–1381 годах. «Богоматерь Петровскую» принято считать «погрудной репликой» иконы, привезенной митрополитом Пименом (? – 1389) из Константинополя и хранящейся сегодня в Третьяковской галерее.
Григорий Осипович Чириков (1882, с. Мстера – 1936?), иконописец, коллекционер, один из самых известных реставраторов своего времени. Вместе с братом владел в Москве иконописной мастерской. До революции их иконная мастерская была очень знаменита – братья являлись официальными поставщиками и реставраторами икон для Русского музея. Игорь Грабарь писал о Г.О. Чирикове: «Главный специалист по реставрации, лучший знаток техники как фрески, так и станковой живописи глубокой древности, автор ряда научных трудов в этой области, исследователь стилистической и палеографической стороны живописи…». Семь лет с 1910 по 1917 год Григорий Осипович был экспертом по древней живописи Императорской археологической комиссии. После революции с 1918 года – член Комиссии по сохранению и раскрытию памятников древнерусской живописи. Григорий Осипович реставрировал иконы и фрески в монастырях Пскова и Новгорода, Русском и Историческом музеях. Он дважды был репрессирован по обвинению в участии в контрреволюционной организации и погиб в сталинских лагерях. Реабилитирован в 1959 году.