Музейный комплекс

Житие митрополита Петра. В Сборнике житий и слов святых отцов

Список XVII в
Бумага, чернила; почерк – русская скоропись. Переплет XIX в.– картон, кожа
22,3х18 см
Получена по завещанию графа А.С.Уварова в 1917 г.
Витрина 8

«Житие митрополита Петра», первого московского святого и первого московского митрополита, – одно из самых ранних произведений московской литературы, создано вскоре после его смерти (1326). Существуют две редакции Жития: краткая, составленная в первой половине 1327 года, и пространная, подготовленная митрополитом Киевским и всея Руси Киприаном в конце XIV века, при этом, каждая из них имеет свою разновидность (свой вариант) – извод.

Подробнее...

Долгое время считалось, что автором первой редакции был ростовский епископ Прохор, так как в заголовках некоторых списков Жития упоминается его имя: «МЕСЯЦА ДЕКАБРЯ 21 ДЕНЬ. ПРЕСТАВЛЕНИЕ ПЕТРА МИТРОПОЛИТА ВСЕЯ РУСИ. А СЕ ЕМУ ЧТЕНИЕ, ТВОРЕНИЕ ПРОХОРА, ЕПИСКОПА РОСТОВЬСКАГО ОТЧЕ, БЛАГОСЛОВИ». Известный историк В.А. Кучкин, изучив 19 списков Жития, пришел к заключению, что автором старшего извода, написанного весной–летом 1327 года, был неизвестный московский книжник из ближайшего окружения князя Ивана Даниловича Калиты, митрополита и тысяцкого Протасия. Прохор же был автором следующего за Житием «Чтения на память митрополита Петра» с присоединенным к нему «Поучением Петра митрополита, егдаприпретверскаго епископа Андрея в соборе» ».1 В 1327 году во Владимире-на-Клязьме на церковном соборе, утвердившем местное московское почитание Петра, Прохор зачитал список чудес, происходивших у гроба Петра. «КНЯЗЬ ИВАН, НАПИСАВ ТА ЧЮДЕСА, И ПОСЛА В ГРАД ВЛАДИМЕРЬ КО СВЯТОМУ СОБОРУ, И ВЗЕМ СВИТОК, ПРЕПОДОБНЫЙ ЕПИСКОП ПРОХОР ВЗИДЕ НА АНБОЛ, И НАЧА ЧЕСТИ ЧЮДЕСА, БЫВШАА В ГРАДЕ МОСКВЕ ОТ ГРОБА СВЯТАГО ПЕТРА МИТРОПОЛИТА». Идея канонизации Петра принадлежала московскому князю, и Житие, повествуя о первом московском святом, одновременно возвеличивает и московского князя Ивана Калиту: «…МИЛОСТИВЫЙ ДО СВЯТЫХ ЦЕРКВЕЙ И ДО НИЩИХ, ГОРАЗД СВЯТЫМ КНИГАМ, ПОСЛУШАТЕЛЬ СВЯТЫХ УЧЕНИЙ». После 1348 года этот вариант был дополнен новыми записями о чудесах и частично переработан в связи с общерусской канонизацией московского митрополита в 1339 году на Константинопольском соборе.
Житие первой редакции, подчеркивая святость Петра, коротко рассказывает о его детстве и юности, о монастырской жизни и научении писать иконы. «И БЫСТЬ ИКОННИКЪ ЧЮДЕН, И ПРООБРАЗИ ПО САНУ ОБРАЗ ГОСПОДА НАШЕГО ИСУС ХРИСТА И СВЯТЫЯ БОГОРОДИЦА, И ПРОРОКЪ, И АПОСТОЛЪ, И МУЧЕНИКЪ, И СВЯТЫХ ОТЕЦЬ И ИНЫХ, КОГОЖДО ПО СЛИЧИЮ ОБРАЗА ИХ И ПО САНУ НАПИСУЯ». Подробнее повествуется о поставлении его в митрополиты и перенесении митрополии из Владимира в Москву, о совете князю Ивану Даниловичу построить храм в честь Богородицы и устроении в ней гроба для себя, о его смерти, погребении и посмертных чудесах. Старейший список первого извода относится к 1470-м годам, второго – к концу XV – началу XVI века.
В конце 1390-х годов, при великом князе Василии I Дмитриевиче (1371–1425), митрополитом Киевским и всея Руси Киприаном (ок. 1330 – 1406) на основе первоначального текста Жития была создана новая пространная редакция: «Месяца декабря в 21 день. Житие и жизнь и малое исповедание от чюдес иже во святых отца нашего Петра архиепископа Кыевскаго и всея Руси. Списано Киприаномь смереным митрополитомь Кыевьскымь и всея Руси». В ней Киприан развил и существенно дополнил краткую редакцию новыми подробностями и конкретными событиями, уделив много внимания самому себе. Так, например, он, вспоминая собственную историю поставления в митрополиты и свои приключения в Константинополе, сравнивает их с эпизодами из жизни Петра. В.О. Ключевский, считал киприановскую редакцию Жития первым образцом нового агиобиографического стиля в северной Руси.2 Киприан, рассказывая о первом московском святом, приводит его предсказание о будущем Москвы: «АЩЕ МЕНЕ, СЫНУ, ПОСЛУШАЕШИ И ХРАМЬ БОГОРОДИЦА ВОЗДВИГНЕШИ ВО СВОЕМЬ ГРАДЕ МОСКВЕ, И САМЬ ПРОСЛАВИШИСЯ ПАЧЕ ИНЕХ КНЯЗЕЙ, И СЫНОВЕ И ВНУЦЫ ТВОИ В РОДЫ И РОДЫ, И ГРАД СЕЙ СЛАВЕНЬ БУДЕТЬ ВО ВСЕХ ГРАДЕХ РУСКЫХ, И СВЯТИТЕЛИ ПОЖИВУТЬ В НЕМ, И ВЗЫДУТЬ «РУКЫ ЕГО НА ПЛЕЩА ВРАГ ЕГО», И ПРОСЛАВИТСЯ БОГ В НЕМ, ЕЩЕ ЖЕ И МОИ КОСТИ В НЕМЬ ПОЛОЖЕНИ БУДУТ». Этими словами автор подчеркивал могущество Москвы, ее верховенство среди остальных русских княжеств, политический авторитет великого князя Московского, которым покровительствовал общерусский святой Петр.

1. Кучкин В.А. «Сказание о смерти митрополита Петра» // Труды Отдела древнерусской литературы. М.; Л., 1962. Т. 18. С. 59–78.
2. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 82–88.

Свернуть
1