Музейный комплекс

Икона. Митрополит Петр Московский

Москва (?)
XVII в.
Дерево, левкас, темпера
28,7 х 20,4 см
Из Музея фарфора (коллекции А.В. Морозова)
Витрина 8

Митрополит Киевский и всея Руси, святитель Петр (? – 1326), родился во второй половине ΧΙΙΙ века в Западной Руси. В период своего иночества он обучился иконописи, и в настоящее время известен как автор первого московского чудотворного образа Богоматери, получившего название Петровской. После рукоположения в сан иеромонаха Петр в поисках уединения покинул монастырь и поселился на реке Рате. Позже там, в бассейне Вислы, образовался Новодворский монастырь, игуменом которого он был поставлен. После кончины в 1305 году во Владимире на Клязьме митрополита Максима, Петр занял его место, став митрополитом Киевским и всея Руси.
Предстоятельство митрополита Петра – тяжелое время ига и княжеских междоусобиц. Святитель предотвращал братоубийственные распри, призывая враждовавших князей к согласию. Он всемерно поддерживал московских князей в их борьбе за Великое княжение, а его пророческие слова о грядущем возвышении Москвы стали судьбоносными для всей Русской земли.
В 1325 году после убийства в Орде князя Юрия Даниловича Петр перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву, которая стала церковным центром Руси. По его благословению в августе следующего года в Москве было положено начало строительству первого каменного собора в честь Успения Пресвятой Богородицы, в котором Петр заложил себе гробницу. В том же году в жертвеннике недостроенного еще собора был захоронен сам святитель. В первой половине 1327 года на Владимирском архиерейском соборе было утверждено местное, московское почитание Петра как святого. Это был первый шаг к его общерусской канонизации, состоявшейся в 1339 году. Тогда святость Петра была признана и константинопольским патриархом. Митрополит Петр стал первым московским святым, почитавшимся как небесный покровитель и защитник города Москвы.

Подробнее...

Иконография святителя начала складываться сразу после его прославления в XIV веке. Наиболее распространенными являются несколько вариантов изображения: фронтально, с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке; образы из деисусного чина, на которых святитель представлен в повороте с поднятыми в молении руками; и в составе Собора московских митрополитов.
На иконе из коллекции А.В. Морозова митрополит Петр представлен строго фронтально в рост, что традиционно для образа благословляющего святого архиерея. Устоявшемуся иконописному изводу соответствует и святительское облачение: саккос и подризник, поручи и куколь. Сдержанную гамму иконы формируют плотный доминирующий зеленовато-оливковый цвет в сочетании с густо-вишневым и белым. Скупо проработанная фигура имеет почти классические пропорции. Гармония нарушается несколько увеличенным размером плеч. Фигура занимает две трети иконной доски, что способствует восприятию ее как монументальной. Ничем не заполненное пространство над поземом (условное обозначение земли в нижней части иконы) усиливает плоскостность изображения. Все это свидетельствует об обращении иконописца XVII века к иконописным традициям времени Бориса Годунова (1598–1605).

Икона происходит из коллекции московского собирателя Алексея Викуловича Морозова (1857–1934) – представителя старообрядческой династии промышленников и любителей русской старины. Как сообщалось в 1913 году в журнале «Русский библиофил», предприниматель намеревался завещать свое обширное собрание, включавшее одну из лучших в России коллекцию фарфора, предметы из стекла, хрусталя, серебра, табакерки, миниатюры, гравюры, лубок, иконы и т.п., городу для создания музея его имени. Коллекция икон XIII–XVII веков, часть из которых досталась ему от отца и деда, к революции насчитывала около 219 предметов. В 1918 году все собрание Морозова было национализировано. В конце 1920-х – начале 1930-х годов часть икон из его коллекции попала в Исторический музей.

Свернуть
1