Музейный комплекс

Шляпа соломенная

Западная Европа
1820-е
Соломка, шёлк, кожа; плетение
Высота: 19 см
Из кладовой Исторического музея в 1922 г.
Витрина 1

В 1875 году Касьян Касьянов, автор книги об эксцентричных людях «Наши чудодеи» писал: «… все щеголи того времени (первой четверти XIX века) носили свои цилиндры не иначе, как с широкими полями а la Боливар». Такое название головной убор получил по имени своего владельца, Симона Боливара, героя борьбы за независимость испанских колоний в Латинской Америке. Боливаром, судя по сообщению во втором номере «Московского телеграфа» 1825 года, называли «черную атласную шляпу с большими полями». Она получила широкое распространение во всем мире в 1810-х – первой половине 1820-х годов. Данный летний цилиндр, выполненный из соломки, можно отнести к модной линии подобных боливару высоких широкополых шляп.

Подробнее...

В 1820–1830-х годах в России существовало несколько разновидностей жестких головных уборов, различавшихся шириной полей и формой тульи, имевших весьма примечательные исторические или литературные имена. Носили шляпы д’Орсей – не очень высокие с поднятыми с боков полями, названные по имени известного в Европе француза – графа Альфреда д’ Орсе. Узкополый цилиндр Дагер получил свое прозвище по имени изобретателя дагерротипа. Шляпа а la Ловелас (Lovelace) с низкой тульей и широкими краями обрела популярность вслед за своим обладателем – героем романа Сэмюэля Ричардсона «Кларисса Гарлоу». А Фрейшюц (или фрейшиц), в буквальном переводе «Вольный стрелок», подражал головному убору героя одноименной оперы Карла Марии фон Вебера 1821 года, хорошо известной в России. Основной особенностью цилиндра фрейшюц была сужающаяся кверху тулья.
И хотя «цилиндрами» эти головные уборы стали называть в модных журналах, литературе и реальной жизни только во второй половине XIX столетия, мода на «круглую» шляпу с жестким каркасом (тульей) и широкими полями пришла уже в начале этого столетия.
Будучи элитарной деталью костюма, цилиндр сначала распространился в аристократической среде, а затем стал признаком обеспеченного (или желающего казаться таковым) человека, независимо от его сословной принадлежности.

Свернуть
1