Сервиз с типажными портретами
Роспись сервиза исполнена по гравюрам "Costume Parisien" ("Парижский костюм") из издания «Journal des dames et des modes». Париж: Пьер де ла Мезанжер. 1800–1801 год.
Типажные портреты дам и кавалеров исполнены по следующим иллюстрациям издания.
На чайнике – иллюстрация №321 «Chapeau parfaitement Rond. Habit boutonné» («Круглая шляпа. Застегнутый на пуговицы фрак») №64 за 8 августа 1801 года.
Иллюстрация №319 «Bonnet du Matin, en Crêpe. Canezou à Manches longues» («Утренний чепец, из крепа. Канзу с длинными рукавами») №63 за 3 августа 1801 года.
На сахарнице – иллюстрация №316 «Costume d’un Jeune homme» («Костюм юноши») №60 за 19 июля 1801 года.
Иллюстрация №307«Chapeau de Paille sans Bord» («Соломенная шляпка без полей») №52 за 9 июня 1801 года.
На чашке с блюдцем с портретом дамы –
иллюстрация №306 «Canezou garni de Dentelle» («Канзу, отделанное кружевом») №51 за 4 июня 1801 года.
Канзу́, встречается написание канезу (фр. canezou — короткая кофточка) — косынка или платок больших размеров с длинными концами, из лёгкой ткани светлых оттенков или кружев, которые выполняли роль накидки, закрывающей шею и декольте дамы.
На чашке с блюдцем с портретом кавалера –
иллюстрация №237 «Collet haut. Pantalon large» («Высокий ворот, широкие брюки») №64 за 13 августа 1800 года.
Парижский мужской модный костюм стали носить в России не ранее 1801 года, после смерти императора Павла I, запрещавшего его использование. Отдельные его элементы, например, фрак и панталоны, рассматривались буквально как символ Французской революции и атрибут недопустимого свободомыслия.
Тем быстрее парижские моды входили в обиход столичного дворянства уже с самого начала марта 1801 года, о чем пишет известный мемуарист Ф.Ф.Вигель.
"Первое употребление, которое сделали молодые люди из данной им воли, была перемена костюма: не прошло и двух дней после известия о кончине Павла, круглые шляпы явились на улицах; дня через четыре стали показываться фраки, панталоны и жилеты, хотя запрещение с них не было снято". И далее: "В мае [1801 года] прибыл в Петербург от первого консула Бонапарте молодой друг его Дюрок, дипломатическим агентом и картинкою модного журнала". (Ф.Ф.Вигель. Записки. М., 1928. Т. 1. С. 125, 133.)