Музейный комплекс

Платье женское

Россия
1810-е гг.
Шелк; ткачество, ручной пошив
Длина 128 см
Поступление: из Государственного музейного фонда, 1925 г.
Витрина 3

Светлое хлопчатобумажное платье начала XIX века своим силуэтом восходит к древнегреческим одеяниям, позволявшим обозначить изысканные формы женского тела. Надевались платья на светлые рубашки без рукавов или трико телесного цвета. Для первого взрослого бала девушка надевала легкое, простое, светлое, не слишком декольтированное платье с маргариткой или бутоном розы в волосах. Из украшений допускалась нитка жемчуга.
Первая встреча Александра Сергеевича Пушкина с Натальей Николаевной Гончаровой, его будущей супругой, произошла на балу у танцмейстера П.А. Йогеля в Москве в декабре 1828 года. На Гончаровой было воздушное белое платье и золотой обруч на голове.
Известная героиня романа «Война и мир» Л.Н. Толстого – Наташа Ростова на первый бал была облачена в аналогичное белое платье на розовом шелковом чехле.

Подробнее...

В начале XIX века – в моде были легкие прозрачные платья по силуэту напоминавшие древнегреческие одеяния, позволявшие обозначить формы тела. «Если бы не мундиры и фраки, то на балы можно было бы тогда глядеть как на древние барельефы и на этрусские вазы. И, право, было недурно: на молодых женщинах и девицах все было так чисто, просто и свежо…, поистине казалось, что легкокрылые Психеи порхают на паркете». (Ф. Вигель)
Для первого взрослого бала девушка надевала легкое, простое, светлое, не слишком декольтированное платье с маргариткой или бутоном розы в волосах.
Первая встреча Александра Сергеевича Пушкина с Натальей Николаевной Гончаровой, его будущей супругой, произошла на балу у танцмейстера П.А. Йогеля в Москве в декабре 1828 года. На Гончаровой было воздушное белое платье и золотой обруч на голове.
Известная героиня романа «Война и мир» Л.Н. Толстого – Наташа Ростова на первый бал была облачена в аналогичное белое «дымковое» платье на розовом шелковом чехле, с розаном в корсаже и волосах, которые были причесаны по моде a la grecgue.
С 1804 по 1815 годы в европейской моде господствовал стиль «ампир» (фр. empire – империя). Женская мода этого периода развивалась в русле неоклассических идей, основываясь на образцах искусства Древней Греции и Древнего Рима. Основой костюма было длинное цельнокроеное платье с завышенной линией талии и застёжкой сзади. Простому покрою одежды соответствовало нижнее бельё, состоящее из полотняной рубашки, корсета, панталон и нижней юбки. Возможно, некоторые состоятельные дамы отказывались от тугих корсетов, однако, большинство женщин продолжало их носить. Форма корсета изменилась, он не столь сильно затягивал талию, как в XVIII веке, но продолжал оставаться основным элементом белья, подчёркивающим и поддерживающим высокую линию груди.
Женская городская одежда различалась в зависимости от ситуации, согласно правилам светского этикета. В течение дня светская дама могла несколько раз переодеваться. Парадные и бальные платья были открытыми, с короткими рукавами и глубоким вырезом декольте, украшенные вышивкой цветными шёлковыми и металлизированными нитями.

Свернуть
1