Музейный комплекс

Костяная ложка с ручкой в виде головы хищника

Российская империя, Оренбургская губ., Орский уезд, курган в урочище Биш-Оба
VI–V вв. до н.э.
«Савроматская» культура
Кость
Длина – 12,1 см, ширина – 5,7 см
Раскопки П.С. Назарова, 1890 г. Дар общества любителей Естествознания и Антропологии, 1890 г.
Витрина 8

Костяная ложка, выполнена в так называемом зверином стиле. На ней присутствуют довольно сложные композиции, в которых скульптурные пластические приемы сочетаются с плоской резьбой. Здесь изображена фигура хищника-медведя с переданной скульптурно вытянутой вперед оскаленной мордой, с валиком вокруг рта, изображающим губы, с зубами в раскрытой пасти. Тело и когтистые лапы выгравированы на выпуклой стороне ложки. Складки кожи на шее медведя переданы в виде зигзага. В фигуру медведя с помощью гравировки вписана полусогнутая фигура кошачьего хищника также с оскаленной мордой и торчащим большим ухом. Поза этого животного определена формой туловища медведя. Костяные и роговые ложки – типичный элемент материальной культуры кочевников евразийских степей. Они, судя по форме и размерам, не употреблялись как предметы столового обихода, а считаются наиболее характерной частью инвентаря женских «савроматских» погребений, обычно их называют туалетными. Это мнение, уже ставшее традиционным, подверглось критике в новых исследованиях, где костяные ложки исключаются из числа предметов туалета. При этом наиболее вероятной остается их культовая принадлежность. Отсутствие специфических следов износа, положение их с предметами жертвенного круга в погребальных комплексах, позволяет относить их к ритуальным предметам, связанным с культом огня и жертвоприношениями огню. Большинство ложек савроматского времени имеет ручки, украшенные изображениями в зверином стиле. На концах ручек бывают вырезаны головы, протомы (передние части тела) хищников (медведя, волка, орла) или просто рельефный орнамент. К IV в. до н.э. их форма упрощается, и начинают преобладать ложки без всякого орнамента.
Функциональное назначение: ритуальный предмет, возможно, использовался женщинами в обрядах поклонения огню, характерная деталь погребального инвентаря «савроматской» культуры.
Уникальность: подобные предметы встречаются в женских «савроматских» погребениях, но данная художественная композиция не имеет аналогов.

1