Псалии (детали конской узды)
Одним из наиболее ярких и информативных памятников, оставленных кочевниками Нижнего Поволжья скифской эпохи, является погребальный комплекс уздечных принадлежностей, найденный в яме-тайнике около погребения у с. Хошеутово. В этот комплекс входило не менее одиннадцати уздечных наборов с бронзовыми псалиями. По количеству предметов (около 350 штук, из которых 185 были художественно оформленными) и богатству оригинальных изображений (более полусотни) он превосходит все известные до этого в Нижнем Поволжье находки. Особенно выделяется крупная массивная пара псалиев (деталей конской узды, расположенных с обеих сторон от лошадиного рта) с двумя концами, заканчивающимися скульптурными головами животных с хищным оскалом пастей, с четырьмя сомкнутыми клыками. На одном конце – морда кошачьего хищника, на другом – морда верблюда с ярко подчеркнутыми видовыми признаками. Образ верблюда представлен в ряде изображений в Южном Приуралье, он был распространен в культурах скифского времени Средней Азии, Казахстана и Алтая. Художественный стиль предметов из Хошеутова относится к так называемому «скифскому барокко», стилю, который появился на рубеже VI–V вв. до н.э. и отличался от раннескифского звериного стиля рядом иконографических особенностей: композиционной усложненностью и ажурной декоративностью. Находки предметов узды или уздечного набора в погребениях обычно расцениваются археологами как символы-заменители коней, которые сопровождали погребенного в загробный мир. Уздечные наборы из Хошеутово, таким образом, могли символизировать одиннадцать верховых коней. Эта особенность обряда указывает на высокий социальный статус погребенного. Здесь был похоронен, возможно, один из наиболее родовитых представителей одного из этнических объединений, кочевавших в нижневолжских степях в скифскую эпоху.
Функциональное назначение: богато украшенные детали конского оголовья (узды), престижные предметы.
Уникальность: эти предметы не имеют полных аналогов, однако им можно найти аналоги в других изделиях, также выполненных в этом стиле, так называемого, «скифского барокко».