Музейный комплекс

Бляха-фалар – украшение конской упряжи

Таврическая губ., Мелитопольский у., с. Янчокрак, Янчокракский «клад»
II–I в. до н.э. – I в. н.э.
Сарматская культура
Серебро
Диаметр – 18 см
Случайная находка, 1906 г. Покупка 1907 г.
Витрина 3

С территории Приднепровья происходит так называемый «клад» предметов парадной конской упряжи. Подобные «клады» были мемориальными поминально-жертвенными памятниками, содержащими набор снаряжения воина-всадника. Данный клад состоял из набора серебряных фаларов (больших круглых блях), среди которых особенно интересны два полусферических крупных фалара, один – с изображением сфинкса, другой – крылатого божества. Крылатое божество с загнутыми кверху крыльями расположено анфас, на его голове венок из остроконечных листьев (плюща или лавра). На лбу божества изображена диадема, шею обвивает трехвитковая гривна (украшение-обруч), на запястьях и предплечьях – браслеты. Божество изображено в одежде (халате?) с поясом с бахромой, в его правой руке находится розетка – культовый сосуд. Божество по сюжету совершает им возлияние. В левой руке божество держит плод (яблоко или гранат), прижимая его к груди. Справа изображена хищная птица с длинным клювом. Есть несколько предположений о том, что за божество изображено на это фаларе. Одни исследователи считают, что это Великая Богиня, другие – что это «варварский» эквивалент бога Диониса. Не исключено также, что здесь изображен Аполлон-Митра или, возможно, это божество – смешение Ники, Деметры и Горгоны. Бляхи конского убора из состава «клада», вероятно, были выполнены в мастерских Боспора или Ольвии.
Функциональное назначение: бляха являлась нагрудным фаларом, крепившимся к горизонтальному ремню с помощью двух железных скоб на груди коня.
Уникальность: это уникальный предмет, полных аналогов не имеет. Стилистические приемы имеют параллели среди торевтики эллинистического круга.

1