Музейный комплекс

Чернолощеный орнаментированный кувшин

Российская империя, Киевская губерния, Киевский уезд, сс. Черняхово и Ромашки
Позднеримский период, середина III – начало V в. н.э.
Черняховская культура
Глина
Высота – 20,5 см, диаметр венчика – 9 см
Раскопки В.В. Хвойко. Покупка у В.В. Хвойко, 1908 г.
Витрина 1

Одним из ярких явлений в истории Европы первой половины I тыс. н.э. стало формирование черняховской археологической культуры середины III – начала V в. Ее открытие связано с именем киевского археолога-любителя В.В. Хвойко, который в 1899 г. исследовал могильник у с. Ромашки в Киевской губернии, а в 1900 г. – могильник у с. Черняхов, который дал название самой культуре. В.В. Хвойко полагал, что эти памятники были оставлены предками древних славян. Когда же новость об открытии могильников достигла Западной Европы, немецкий археолог П. Райнеке стал первым, кто связал их с германцами-готами, породив тем самым многолетнюю дискуссию об этнической принадлежности черняховцев. Памятники черняховской культуры распространены на территории Украины, Молдавии, Румынии и России. Эту культуру связывают прежде всего с готами, но в ее формировании участвовали также и представители других германских и негерманских племен (поздние скифы, сарматы, славяне, гетто-фракийцы). У столь полиэтничного сообщества было удивительное единство в материальной культуре, выраженное в домостроительстве, погребальном обряде, формах гончарной и лепной керамики. Гончарная керамика – одна из специфических черт черняховской культуры. Она отличается определенным набором форм (миски, трехручные вазы, кубки, кувшины), цветом черепка, варьирующимся от светло-серого до черного, и дополнительной обработкой внешней поверхности (орнаментация и лощение). Происхождение форм черняховской гончарной керамики вызывает много вопросов. И прежде всего, встает вопрос: откуда мастера-гончары брали образцы, создавая порой настоящие шедевры прикладного искусства? Вопрос этот до сих пор не решен окончательно, так как набор форм чрезвычайно разнообразен. Возможно, часть была придумана самими гончарами-черняховцами, а часть форм – позаимствована. Столовая гончарная керамика черняховской культуры имеет характерный цвет – светло-серый или черный. Такой цвет достигался благодаря определенной технике обжига – чернению. Он состоял в том, что после завершения первого этапа обжига все отверстия в горне запечатывались глиной и засыпались сверху землей, чтобы ограничить доступ воздуха в камеру с посудой. Перед этим в топочную камеру укладывали большое количество дерева, которое тлело и выделяло большое количество дыма. В результате химической реакции поверхность сосуда приобретала серый или черный цвет в зависимости от длительности выдержки в горне. Процесс этот мог длиться от полусуток до суток. Посуду часто украшали валиками, косыми каннелюрами, пролощенным орнаментом, штампом с различными изображениями. Одним из способов декорирования сосудов было сплошное лощение внешней поверхности. Лощение – это способ обработки внешней поверхности с целью придания ей блеска. Его проводили до обжига сосуда по подсушенной или сухой, дополнительно увлажненной, поверхности путем натирания ее гладким твердым инструментом из гальки, рога или других материалов.

Подробнее...

При всем многообразии форм посуды, у черняховцев были сосуды, которые они изготавливали чаще, чем другие. Так, одной из распространенных форм сосудов для хранения жидкости были кувшины с биконическим туловом. Кувшин из раскопок В.В. Хвойко могильников у сс. Ромашки и Черняхово является прекрасным примером мастерства черняховских гончаров. Чернолощеный кувшин имеет биконическое тулово, орнаментированное пролощенным, так называемым сотчатым орнаментом и четырьмя рядами волнистых линий, выполненных также с помощью лощения. Кувшины, наряду с другими сосудами, часто помещали в погребения. Они были связаны с заупокойной трапезой умершего человека, в состав которой входили помимо мясной пищи также и напитки. Некоторые кувшины со сложными орнаментальными композициями и символическими изображениями имели самостоятельное сакральное значение. Такие сосуды встречаются исключительно в погребениях.
Функциональное назначение: сосуд для хранения жидкостей.
Уникальность: кувшины – распространенная форма сосудов; находки целых форм происходят из погребений, на поселениях они обычно встречаются во фрагментах.

Свернуть
1