Служебник Сергия Радонежского
Уникальный памятник начала XV века – небольшая рукописная богослужебная книга «Служебник», согласно монастырскому преданию, принадлежал великому русскому святому, преподобному Сергию Радонежскому.
Эта легенда основывается на нескольких разновременных приписках на страницах рукописи. Так, на листах 4–10 сохранилась скорописная запись XVII века «СЛУЖЕБНИКЪ ПРЕПОДОБНАГО ОТЦА, ИГУМЕНА СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКАГО ЧУДОТВОРЦА», сделанная, по-видимому, в момент поступления рукописи в Патриаршую (позднее Синодальную) библиотеку. Вторая приписка более ранняя, XV века: на листе 9 в продолжении к перечислению святых основного текста добавлено: «ПРЕПАДОБНАГО И БОГОНОСНАГО ОТЦА НАШЕГО ИГУМЕНА СЕРГИА ЧЮДОТВОРЦА». Сегодня, основываясь на анализе редакций русских служебников XIV–XV веков, ученые датируют «Служебник» началом XV века.
Служебник – это сборник богослужебных текстов, которые священник и дьякон произносят во время литургии, поэтому он имеет еще одно название – Литургион. Состав Служебника традиционен, он восходит к византийскому Евхологиону, принятому Греческой православной церковью. В него входят три литургии: чин литургии Иоанна Златоуста, литургии Василия Великого и литургии Преждеосвященных даров, созданной Григорием Двоесловом, разные дополнительные чтения и молитвы: в память усопшим над кутиею, по причащении и др.
Достоверных сведений о месте начального пребывания рукописи у нас нет, но на обороте листа 141 есть запись: «А СЕ МОЛИТВЕННИКЪ БЛАГОВЕЩИНЬСКОЙ», далее идет слово, которое можно прочитать как «КИРЖАТСКОИ», и можно предположить, что первоначально Служебник находился в Благовещенском монастыре, основанном Сергием Радонежским в 1358 году на высоком берегу реки Киржач. По преданию, Сергий, прожив в обители четыре года, вернулся в Троицкий монастырь, к которому и была приписана новая обитель.
Впервые «Служебник» начала XV века (Син. 952) упоминается в Описи книг степенных монастырей 1653 года5, а запись о его принадлежности Сергию Радонежскому, как убедительно доказал Ю.А. Грибов, появилась между 1686–1701 годами6.
1. Святой преподобный Сергий Радонежский (ок. 1322–1392) – один из самых почитаемых на Руси святых, основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря, инициатор введения общежитийного устава в русских монастырях, идейный вдохновитель объединительной и национально-освободительной политики князя Дмитрия Донского, способствовал умирению княжеских раздоров и сплочению русских земель.
Сведения о жизни и деяниях преподобного Сергия мы черпаем из замечательного памятника древнерусской словесности – Жития Сергия, написанного в 1417–1418 годах его учеником Епифанием Премудрым, а в середине XV века значительно переработанном и дополненным иеромонахом, составителем житий и служб Пахомием Логофетом.
2. В 1682 г. Служебник был взят из Троицкого монастыря в Москве «на обличение
раскольников» да так и остался в Патриаршей библиотеке. // Вздорнов Г.И. Книгописание и художественное оформление рукописей в московских и подмосковных монастырях до конца первой трети XV в. // ТОДРЛ. Том 22. С 129.
3. Афанасьева Т.И. «Служебник Сергия Радонежского» (ГИМ. Син. 952) и его место среди славянских служебников XIV–XV вв. // Сборник докладов конференции «Преподобный Сергий Радонежский: история, агиография, иконописный образ и монастырские традиции». Труды ГИМ 202. М., 2015. С. 114; Грибов Ю.А. Троицкий пергаменный Служебник первой четверти XV в. // Сборник докладов конференции «Преподобный Сергий Радонежский: история, агиография, иконописный образ и монастырские традиции». Труды ГИМ 202. М., 2015. С. 118–120.
4. Евхологий, Евхологион (греч. «Молитвослов») – важнейшая богослужебная книга Православных Церквей византийской традиции, сборник иерейских молитв и иных текстов для священнослужителей. В основе греческого Евхология лежит древний византийский сборник такого же названия.