Музейный комплекс

Брелок-спичечница для восковых спичек

г. Санкт-Петербург
Около 1876 г.
"1875, 1876, ФАСТОВСКАЯ ЖЕЛ.ДОРОГА". Под надписью в четырехугольном клейме золотыми буквами по черной эмали написано: "Л.С.ПОЛЯКОВЪ".
Золото, серебро, эмаль
3,9х1,6х1,4 см
Дар неизвестного. Из собрания Л.С.Полякова
Витрина 13

Брелок-спичечница с символикой Фастовской железной дороги, которая соединила Киево-Брестскую и Харьковско-Николаевскую железнодорожные магистрали. Принадлежал Л.С.Полякову. Брелок в виде сахарной головы. Дно откидывается и образует крышку спичечницы; на нём вырезаны буквы "Л.П.", образуя печать. Сбоку на шарнире приделан стальной брусок для зажигания спичек. В спичечнице содержалось 6 восковых спичек.

Подробнее...

Братья Поляковы играли видную роль в экономической жизни России в последней трети XIX– начале XX вв. Яков и Лазарь Поляковы известны как владельцы торговых домов, широко вовлечённые в банковскую сферу, а Самуил Поляков вошёл в историю российского предпринимательства прежде всего как железнодорожный магнат.
Он являлся учредителем, концессионером и, наконец, основным владельцем акций обществ ряда частных железных дорог, в том числе и Фастовской. Железная дорога протяжённостью 334 версты соединяла две уже действовавшие магистрали – Киево-Брестскую и Харьковско-Николаевскую. Движение было открыто в 1876 году.
Сохранившиеся документы, к сожалению, не дают возможности точно определить условия и характер сотрудничества всех трёх братьев Поляковых в сфере бизнеса. Однако с уверенностью можно сказать, что предприятия и банки Поляковых были тесно связаны и зависимы друг от друга. Поэтому не удивительно, что Лазарь, чье имя значится на брелоке, мог владеть определенной частью акций в Обществе Фастовской железной дороги.
Кроме того, часть акций могла достаться Лазарю по завещанию брата. Самуил Поляков умер в возрасте 50 лет в 1888 году на похоронах своего партнёра и близкого родственника А.М.Варшавского от сердечного приступа. В своём завещании он оставил «на память любимым моим братьям, вместе со мною всю жизнь трудившимся Якову и Лазарю» часть акций Общества Курско-Харьковско-Азовской железной дороги и ряд других ценных бумаг. Точный их перечень не известен, но среди них с большой долей вероятности могли быть и акции Общества Фастовской железной дороги.

Свернуть
1