Взятие Азова

Гравюра обладает большой исторической ценностью и отображает события второго Азовского похода 1696 г., в результате которого 18(28) июля русская армия взяла турецкую крепость Азов. На первом плане изображены главные участники события: русский царь Петр I (1682–1725), главнокомандующий русскими сухопутными силами боярин Алексей Семенович Шеин, командующий русским флотом Франц Яковлевич Лефорт, генерал и контр-адмирал Патрик Гордон, ближайший соратник царя боярин Фёдор Алексеевич Головин, а также голландский купец и корабельный мастер Франц Фёдорович Тиммерман. Последний на гравюре изображен справа от Петра Iпоказывающий указкой по карте расположение турецкой крепости. Как учитель молодого царя по геометрии и фортификации Тиммерман в походе исполнял обязанности главного инженера. За фигурами командующих видно устье Дона, по которому идут суда русской флотилии для блокады Азова с моря. За ними на островах расположены батареи, из которых русская артиллерия через реку обстреливает турецкую крепость. На дальнем плане виден сам Азов, окруженный русскими окопами.
Подробнее...Автор гравюры Адриан Шхонебек (1657/61–1705) – голландский мастер художественной гравюры и географических карт. Родился в Роттердаме. Учился в Амстердаме. В 1697–1698 гг., во время пребывания Великого посольства в Голландии, Шхонебек обучал гравированию самого Петра I. Тогда же русский царь пригласил голландского художника для работы в Россию. В Москве Шхонебек работал в Гравировальной мастерской Оружейной палаты и оказал большое влияние на последующее развитие русской школы гравюры. Среди его русских учеников Алексей Фёдорович и Иван Фёдорович Зубовы, Петр Леонтьевич Бунин. Помимо «Взятия Азова» широко известны следующие работы Андриана Шхонебека: портрет Петра I, «Гото Предестинация», «Осада крепости Нотебург», карта Азовского моря.
При создании «Взятия Азова» Шхонебек опирался на сложившуюся европейскую традицию изображения осад и штурмов городов, где использовалось сочетание перспективного построения пространства, элементов картографии, словесных пояснений и крупномасштабных фигур переднего плана. Исследователи отмечают близость композиции «Осады Азова» к гравюре «Осада крепости Ламерик в 1692 году», иллюстрирующей изданную в 1690-е гг. книгу по истории Англии.
Эпоха парсуны: Русский исторический портрет. Издание к выставке ГИМ. Авт. ст.: Гордеева О.Г., Ефимова Л.Ф. и др.; Каталож. опис: Иткина Е.И., Корнюкова Л.А. и др. М.: Художник и книга, 2004.
С. 280