Музейный комплекс

Жетон Оренбургской железной дороги

Россия
Последняя четверть XIX в.
"ОРЕНБУРГСКАЯ ЖЕЛ. ДОРОГА. Л.С.ПОЛЯКОВЪ". (На оборотной стороне)
Золото, эмаль, сталь, стекло
4,9х2,2 см
Дар неизвестного. Из собрания Л.С.Полякова, 1922 г.
Витрина 13

Жетон Оренбургской железной дороги, соединившей Оренбургскую губернию и г. Самару. Принадлежал Л.С.Полякову. На лицевой стороне жетона – круглый компас под стеклом. Над ним три гербовых щитка расписной эмали с гербами г. Симбирска, Оренбургской губернии и г. Бузулука.

Подробнее...

Братья Поляковы играли видную роль в экономической жизни России в последней трети XIX– начале XX вв. Яков и Лазарь Поляковы известны как владельцы торговых домов, широко вовлечённые в банковскую сферу, а Самуил Поляков вошёл в историю российского предпринимательства прежде всего как железнодорожный магнат.
Он являлся учредителем, концессионером и, наконец, основным владельцем акций обществ ряда частных железных дорог, в том числе и Оренбургской. Оренбургская железная дорога соединила хлебородную Оренбургскую губернию с городом Самарой, а значит и со всей системой железных дорог Европейской части России. Торжественное открытие дороги состоялось 31 декабря 1876 года.
Сохранившиеся документы, к сожалению, не дают возможности точно определить условия и характер сотрудничества трёх братьев Поляковых в сфере бизнеса. Однако с уверенностью можно сказать, что предприятия и банки Поляковых были тесно связанны и зависимы друг от друга. Поэтому не удивительно, что Лазарь, чьё имя значится на оборотной стороне жетона, мог владеть определённой частью акций в Обществе Оренбургской железной дороги.
Кроме того, часть акций могла достаться Лазарю по завещанию брата. Самуил Поляков умер в возрасте 50 лет в 1888 году на похоронах своего партнёра и близкого родственника А.М.Варшавского от сердечного приступа. В своём завещании он оставил «на память любимым моим братьям, вместе со мною всю жизнь трудившимся Якову и Лазарю» часть акций Общества Курско-Харьковско-Азовской железной дороги и ряд других ценных бумаг. Точный их перечень не известен, но среди них с большой долей вероятности могли быть и акции Общества Оренбургской железной дороги.

Свернуть
1