Музейный комплекс

Скульптурная композиция «Пётр I на ботике»

Автор модели М.Антокольский. Отливка – фирма "Фализ"
Россия, г. Санкт-Петербург; Франция, г. Париж
1896 г.
Серебро; литье, чеканка, гравировка
69 х 85 х 45 см
Поступление: из Военно-исторического музея, 1930 г.
Витрина 19 (б/н)

Скульптурная композиция была заказана М.Антокольскому президентом Императорской Академии Художеств великим князем Владимиром Александровичем к 200-летнему юбилею Российского Военно-морского флота.
Петр I изображен в мундире Преображенского полка в рост, стоящим за штурвалом на корме ботика – «дедушки» русского флота во время церемонии перенесения мощей небесного покровителя Санкт-Петербурга святого благоверного князя Александра Невского из Рождественского монастыря во Владимире в Александро-Невскую лавру. Ботик украшен двуглавым орлом, императорской короной, изображениями св. Георгия, львиными мордами, покоится на основании из завитков и стилизованных волн, на котором надпись: M.Antokolsky skylp. L.Falize Orfevre.

Подробнее...

Сюжетом для создания этой модели послужило постановление Петра I от 29.05.1723 года о перенесении мощей святого благоверного князя Александра Невского, небесного покровителя новой столицы, из Рождественского монастыря во Владимире в Александро-Невскую лавру в Петербурге. Это событие состоялось 30 августа 1724 года, в 3-ю годовщину подписания Ништадского мира. Мощи в ковчеге, под балдахином, покрытым темно-вишневом бархатом с позументами и увенчанным крестом, лично встречал Петр I на ботике в Усть-Ижоре у места Невской битвы (1240). Ближе к столице к ботику присоединились галеры царской свиты.
История ботика такова: в 1688 году Петр I, гуляя в родовой вотчине Романовых, в подмосковном селе Измайлово, нашел заброшенный английский бот, который он назвал потом «дедушкой русского флота». Фигура Петра повторяет знаменитую статую М. Антокольского 1872 года, только вместо трости он держит штурвал, а основанием служит ботик, плывущий по стилизованным волнам.

Отливка была сделана в Париже знаменитой фирмой Л. Фализа (основана Алексисом Фализом (1811–1898) и значительно расширена его сыном Люсьеном (1838–1897)). Экспонировалась на Всемирной выставке 1900 года в Париже.
Антокольский Марк Матвеевич (Мордух Матысович, 1843–1902), профессор, крупнейший мастер русской скульптурной школы 2-й половины ХIХ века.
Учился в Академии Художеств (1862–1868) у Н.С. Пименова, с 1865 года стипендиат Его Величества Александра II. Жил в Петербурге; с 1871 года в Италии; с конца 1870-х годов в Париже. Участвовал в выставках Товарищества передвижников, разделяя их поиски «правды в искусстве», выступая против канонов академизма.
Темой его произведений была русская история, ее знаменитые личности. В 1871 году за статую «Иван Грозный» он получил звание академика. В 1872 году он создал знаменитый памятник Петру I (бронзовые статуи установлены в Петродворце, Таганроге и Архангельске). В своей автобиографии М.М. Антокольский писал: «Это был не один человек, а «отливок» из нескольких вместе. У него все было необыкновенно рост необыкновенный, сила необыкновенная, ум необыкновенный... Семейство его была Россия». По мнению В. Стасова «Петр I» Антокольского лучшее из всех существующих изображений этого великого человека», который воспринимается как символ России, открывающей новоевропейский этап своей истории.

Свернуть
1

Коллекции