Сосуды и блюдо

Драгоценная дарственная посуда. На донце кубковидного сосуда вырезана тамга в виде геральдического орла – знак собственности владельца, принесшего дар, и надпись: «чистейшее золото». На донцах гладких сосудов нанесены орхоно-енисейские рунические надписи. На донце бутылочки: «предназначенную князю подать мы преподнесли». Подразумеваются все сосуды тайника, принесенные в качестве дани умершему, захороненному в кургане 2 Копенского чаатаса. Чаатасы – погребальные комплексы населения Хакасско-Минусинской котловины тюркского времени. Это группы каменных курганов, обставленных высокими плитами.
Сведения об уникальности: сосуды, найденные в тайниках, вероятно, были произведены в областях, где тесно переплетались китайские и сасанидские влияния. Такими областями являлись восточная часть Средней Азии и северо-запад Китая (Синьцзян), подчиненные енисейским тюркским племенам в период расцвета Кыргызского каганата в IX веке.
Два сосуда – бутылкообразный кувшин с утерянной крышкой и сосуд в виде кубка. Другие два, кружковидной формы с петлевидными ручками и блюдо, богато декорированы чеканным и накладным орнаментом. Особенностью орнаментации данных сосудов является сочетание черт, присущих иранскому и китайскому декоративному искусству.
Так, к китайским элементам в орнаменте сосудов относятся парящие птицы, «облака», ряды стилизованных лепестков некоторые варианты пальметт. В тоже время, изображение птиц отражает и иранские мифологические традиции – считалось, что тень благословенной птицы Хумай приносит счастье. Поверхность блюда украшена чеканным орнаментом. Вокруг центральной виньетки расположены шесть медальонов. Пространство внутри виньетки и все поле внешней поверхности тарелки заполнено сложным растительным узором. Внутри медальонов изображены птицы, стоящие на своеобразных парящих «облаках» друг напротив друга. Подобные изображения и орнамент были широко распространены в Китае в период династии Тан (VII–X вв.) на различных предметах – сосудах, шелковых тканях, зеркалах. В клювах каждая пара птиц держит сплетенный из растительных побегов ромб, считающийся в Китае символом победы.
Функциональное назначение экспоната: драгоценная дарственная посуда. На донце кубковидного сосуда вырезана тамга в виде геральдического орла – знак собственности владельца, принесшего дар, и надпись: «чистейшее золото». На донцах гладких сосудов нанесены орхоно-енисейские рунические надписи. На донце бутылочки: «предназначенную князю подать мы преподнесли». Подразумеваются все сосуды тайника, принесенные в качестве дани умершему, захороненному в кургане 2 Копенского чаатаса. Чаатасы – погребальные комплексы населения Хакасско-Минусинской котловины тюркского времени. Это группы каменных курганов, обставленных высокими плитами.
Сведения об уникальности: сосуды, найденные в тайниках, вероятно, были произведены в областях, где тесно переплетались китайские и сасанидские влияния. Такими областями являлись восточная часть Средней Азии и северо-запад Китая (Синьцзян), подчиненные енисейским тюркским племенам в период расцвета Кыргызского каганата в IX веке.