Музейный комплекс

Панорама Нижнего Тагила с Лисьей горы. На первом плане сцена народного гулянья

Художник В.Е.Раев
Нижний Тагил или Санкт-Петербург
1838 г.
Слева внизу подпись и дата: РАЕВЪ 1838 годъ
Холст, масло
96 х 143 см
Поступление: из Музея Революции СССР, г.Москва, в 1944 г.
Открытое хранение

Данное произведение представляет собой редкое явление в русском изобразительном искусстве первой половины XIX века, а именно: промышленный, заводской пейзаж.
Автор этой картины Василий Егорович Раев (1808–1871), происходил из крепостных крестьян дворян Кушелевых. В начале 1820-х годов он был отдан в известную частную школу живописи академика А.В. Ступина в городе Арзамасе. В 1839 году, после освобождения от крепостной зависимости Раев был принят в класс пейзажной и перспективной живописи академика М.Н. Воробьева в Академии художеств в Санкт-Петербурге. Еще до поступления в Академию художеств Раев работал в Петербурге в мастерской художника-баталиста А. Ладюрнера и выполнял заказы Общества поощрения художеств, чем и привлек внимание главного директора заводов Демидовых Данилова, пригласившего его выполнить серию видов уральских заводов, которые в то время принадлежали Н.Н. Демидову. На Урале Раев пробыл около полутора лет – с декабря 1836 по лето 1838 года. Мастерская художника находилась в Нижнем Тагиле. Здесь он писал картины маслом на основе эскизов, выполненных с натуры во время многочисленных поездок на заводы, медные рудники, на золотые и платиновые прииски. По возвращении в Петербург в конце 1838 года все «сибирские картины» были показаны на выставке в Академии художеств и получили высокую оценку.
В настоящее время пять из них находятся в собрании Исторического музея.

Подробнее...

Три общих вида Черноисточенского, Выйского и Нижне-Тагильского заводов и два заводских интерьера. Все работы имеют авторские подписи и даты – 1837 или 1838. На данной картине изображен город Нижний Тагил, один из крупнейших горнорудных центров Урала, который современники называли «железной столицей Демидовых». Он был основан в долине реки Тагил у горы Высокой в 1720-х годах Акинфием Демидовым, сыном знаменитого тульского кузнеца, которому еще Петр I поручил создать на Урале первые металлургические заводы. Железоделательное и чугунолитейное производства находились у подножия горы Высокой, сразу же за плотиной, перегораживающей реку Тагил. Панорамный вид города-завода выполнен художником с высокого места с Лисьей горы, в окрестностях которой обычно устраивались народные гулянья. Особое внимание зрителя привлекают красочные народные костюмы женщин. Раев отмечал в своих воспоминаниях: «Одеваются все нарядно, в праздник в церкви или на гулянье в штофных или парчовых сарафанах. Повязку на голове носят высокую, у богатых она унизана жемчугом, сверх повязки покрываются прозрачной фатой». Среди рабочего населения Нижнего Тагила было много старообрядцев, которые долго сохраняли в своем быту и внешнем облике приверженность русской старине.

Свернуть
1