Портрет Николая Михайловича Гусятникова с арфой
На портрете изображен молодой человек в модном дворянском платье, опирающийся на арфу; перед ним – пюпитр с нотами. В начале XIX века любительское дворянское музицирование было широко распространено в Москве и Петербурге, о чем свидетельствуют мемуары. Арфа, этот аристократический инструмент для домашних концертов, был хорошо известен благодаря гастролировавшим профессиональным арфистам, и в этом качестве чаще был мужским инструментом. Вместе с тем, игра на арфе, начиная с екатерининского времени, входила в программу обучения воспитанниц Института благородных девиц (Смольного). В русской музыке был свой арфовый репертуар, в котором нашло своё место продолжение линии классицизма при усилении национального элемента, в частности, переложения народных мелодий.
По-видимому, изображенный на портрете – Николай Михайлович Гусятников (1766 или 1779 – после 1842), которого С.П. Жихарев называл «превеликим англоманом»; он, несомненно, был вхож в лучшие музыкальные гостиные Москвы. По-видимому, не случайно на портрете он изображен только что окончившим исполнение на украшенном резьбой и золочением инструменте. Весь его облик, в котором обнаруживается свободная небрежность настоящего денди, отторгает его от сословных купеческих традиций поведения. Как раз в 1801 году, когда был заказан портрет, он как «именитый гражданин», достигший 30 лет, дед и отец которого беспорочно сохранили это звание, имел право «просить» дворянства. Однако, получил его не ранее 1812 года.