Музейный комплекс

Костюм женский праздничный: сарафан, душегрея, кокошник

Российская империя
Конец XVIII – 1-я половина XIX в.
1. Сарафан: шёлк, бумажная ткань, галун, шнур; ткачество, ручной пошив. 2. Душегрейка: золотный атлас; ткачество, ручной пошив. 3. Кокошник: бархат, золотные нити, блестки, золотное шитье
1. Длина: 126 см; ширина по подолу: 475 см. 2. Длина: 47 см. 3. Околыш: высота спереди 16 см, сзади 6 см; тулья: длина и ширина 27 х 26 см
1. Из Отдела по делам музеев, 1925 г. 2. Из собрания П.И. Щукина, 1905–1911 гг. 3. Из старых поступлений, 1924 г.
Витрина 18

Подобные кокошники назывались «московскими», хотя были распространены и в других губерниях. Их древнего происхождения форму определяли околыш, расширяющийся кверху и более высокий в лицевой части, а также плоская округлая тулья. Главным украшением таких кокошников являлось богатое золотное шитье с изображением растений, особенно разнообразных цветов. Именно они стали прообразом головного убора к форменному придворному платью, так называемому «русскому».
В городской среде вплоть до XVIII века одеждой русских женщин был комплекс с сарафаном. По петровским указам боярское и дворянское сословие переходит на «немецкое платье», но традиционная одежда сохранилась в купеческой и мещанской среде.
Термин «сарафан» впервые появляется в русских письменных источниках XIV века (Никоновская летопись, 1376 года). «Сарафаном», «сарафанцем» называлась не только женская, но и мужская одежда кафтанного покроя, известная в княжеском и боярском быту в XVI–XVII веках. Считается, что слово «сарафан» происходит от иранского «сарапа», что значит – «с ног до головы». Сарапа на Востоке была почетной одеждой.
Верхняя женская одежда душегрейка с рукавами (шугай, шубка, телогрейка) с отрезной спинкой и сборами, известная с XVI–XVII века, была распространена среди крестьян северных и центральных губерний. Подобный тип одежды в купеческой и городской среде носили в XVIII–XIX веках.

Подробнее...

Главным отличием русской традиционной городской одежды от крестьянской были ткани, которые использовались для пошива рубах, сарафанов и др. Для изготовления одежды купцы и богатые горожане преимущественно использовали дорогие покупные материи. В начале XVIII века в России возникает и развивается шелковая промышленность. В декоре русских шелковых тканей XVIII века прослеживаются тенденции, характерные для европейского искусства. Но во второй половине XVIII века начинается производство тканей, на орнаментальную стилистику которых оказало большое влияние народное искусство. Появились крупные цветочные формы, яркие и контрастные тона красок.
Купчихи и богатые крестьянки шили праздничные одежды из плотных шелковых тканей – атласа, гродетура, парчи, штофа. Красочные дорогие наряды берегли, передавали по наследству.
Многие мануфактуры не прекращали выпуск тканей, популярных среди народа, не одно десятилетие, а поскольку вкусы в народе были устойчивыми, то ткани с узорами, модными в середине XVIII века, с успехом раскупались и в конце столетия.

Свернуть
1