Музейный комплекс

Люстра

Россия
1-я четверть XIX в.
Дерево, резьба, гипс, левкас, позолота, раскраска
Высота – 175 см
Поступление: из бывшего Музея мебели
Витрина 3

Парадная деревянная люстра первой четверти XIX века – уникальное изделие русских мастеров. В основном люстры делались из металла, особенно ценились бронзовые осветительные приборы. Но не всегда они были удобны по причине своей тяжести, так как не все деревянные перекрытия в дворянских домах могли выдержать большой вес роскошного предмета. Венчает люстру женская фигура, стоящая на шаре, ниже – позолоченные фигуры, держащие светильники, и рогозник, обрамляющий стержень. Завершает композицию и лик солнца.

Подробнее...

Люстра как подвесной осветительный прибор к концу XVII века обрела устойчивую форму и в таком виде была известна по всей Европе, в том числе и в России.
Поскольку при эксплуатации люстр наиболее важным требованием оказывалась пожарная безопасность, в их конструкции учитывалось множество для того особенностей. Продуманными были расстояния между светильниками, негорючие материалы – самые очевидные из них. И действительно, подавляющее большинство люстр этого периода – из металла: иногда – железа и стали, чаще же – из различных медных сплавов, среди которых особенно пышными оказывались люстры бронзовые.
Бронзовые многоярусные люстры были очень нарядны, модны и, несомненно, свидетельствовали о достатке хозяина. В их оформлении было легко отразить любые капризы архитектора, оформляющего интерьер, и владельца дворца. Бронзовые люстры были практичны: пожаробезопасны и, поскольку собирались из отдельных деталей, могли оказываться весьма разнообразны по форме и отделке, даже происходя из одной бронзолитейной мастерской. Но у больших парадных бронзовых люстр был один недостаток (помимо дороговизны) – они были очень тяжелыми! А это создавало вполне понятные проблемы для архитектора и владельца.
Поэтому наряду с бронзовыми люстрами этого типа создавались и люстры из более легких материалов – дерева и папье-маше. Не следует считать, что они были более дешевыми – отнюдь, и деревянные и бумажные люстры создавались по особым заказам лучшими мастерами. И украшали такие осветительные приборы лучшие дворцы: Останкинский графов Шереметевых, на Новинском бульваре князей Гагариных и пр.
Представленная на экспозиции люстра – из числа последних. К сожалению, имена ее создателей не сохранились. Возможно, резчики, позолотчики и конструкторы были из числа крепостных. Но они, несомненно, прошли выучку у лучших представителей своей профессии. Автором же композиции в целом был, несомненно, профессиональный художник и архитектор.
В целом конструкция люстры вполне традиционна: фигурный стержень, венчающийся женской фигурой, стоящей на шаре, с пологом, украшенным звездами; на нижнем диске размещен солнечный маскарон; верхний ряд светильников образован растительными элементами, нижний же держат в руках антропоморфные фигуры. На них египетские платки, а за их спинами колосится камыш. Люстра раскрашена в два цвета: черный и золотой, лишь отдельные элементы подсвечены изысканным темно-голубым.
Технологически элементы безупречны, художественный уровень их исполнения также очень высок. При создании этой люстры были использованы разные материалы и приемы их обработки: резьба по дереву, покрытие его затем левкасом и золочение. Таким же образом изготавливались и знаменитые резные иконостасы в храмах, двери в царских дворцах и другие парадные ажурные деревянные элементы интерьера.
Художественная идея этой люстры также традиционна: мрачные темные силы побеждены светом, за его сиянием скрывается Нюкта-Ночь, унося звездное ночное небо, и всем являет свой лик Солнце – самый яркий источник света в нашем мире.
Деревянные люстры, конечно, менее прочные, чем металлические. Уже обрушены потолки, на которых они царили, не пощадило время и их. Лишь в музейных залах можно увидеть прежнее великолепие. Теперь можно и детально рассмотреть их, восхищаясь красотой, которую большинство современников увидеть не могли за ярким блеском нескольких десятков восковых свечей, сгоравших на балах почти без «слез» и копоти.

Свернуть
1