Музейный комплекс

Кинжал с навершием в виде головы змеи (Галичский «клад»)

Поздний бронзовый век
Памятники сейминско-турбинского типа
Мышьяковистая медь
Общая длина и ширина: 25,6х3,5 см
Источник поступления: Случайная находка крестьян 23 марта 1836 года при ремонте плотины водяной мельницы на р. Лыкшанка
Витрина 10

Кинжал двулезвийный с прорезной рукоятью и навершием в виде головы змеи с раскрытой пастью и перемычкой, возможно, имитирующей зубы. Голова змеи по бокам имеет углубления, изображающие глаза и ноздри; нижняя челюсть также имеет прорезь. Переход от рукояти к навершию украшен косыми резными линиями, а также резной змейкой-зигзагом поперек основания головы. В листовидной прорези рукояти к поперечной перемычке припаяна фигурка извивающейся (ползущей) змеи. Между «хвостом» фигурки, припаянным к основанию прорези, и остальным телом имеется небольшой разрыв. При переходе к пластинчатому клинку рукоять украшена поперечными полосами, которые, возможно, имитируют крепление клинка к рукояти.
Кинжал происходит из Галичского «клада», который представляет собой своего рода «языческую ризницу» древнего шамана. Во многом благодаря именно этому кинжалу, определяется хронологическая и культурная принадлежность всего «клада». Подобные кинжалы и ножи с пластинчатыми клинками и фигурными рукоятями из бронзы, иногда называемые «княжескими», относятся к особой группе предметов оружия культуры памятников сейминско-турбинского типа рубежа III-II тысячелетия до нашей эры в Северной Азии.
Кинжал был изготовлен по утраченной составной восковой модели – одному из способов художественного литья, при котором литейная форма изготавливалась по заранее заготовленной модели будущего предмета из пчелиного воска. Все перемычки и различные детали изготавливались из воска и крепились друг к другу. Готовая модель обмазывалась или окуналась в жидкую глину. Далее глина высушивалась, и при нагреве воск расплавлялся и вытекал из формы, оставляя, таким образом, слепок-негатив для отливки будущего предмета.
Усиленный образ змеи в кинжале, одного из самых древних и значимых сакральных образов, и само нахождение в составе Галичского «клада», несомненно, указывает на ритуально-культовое назначение предмета и его принадлежность к символам власти. Образ змеи традиционно связывается с «нижним миром» в представлениях древних обществ. Таким образом, змея могла выступать духом-помощником древнего шамана при исполнении им различных ритуалов. Вместе с тем, использование образа опасного для человека существа на оружии могло усилить его смертоносность. Семантическое наполнение кинжала дает нам определенные представления о духовной культуре и мировоззрении древних обществ.
Функциональное назначение: предмет вооружения, вероятно, культового назначения, символ власти.
Уникальность: Кинжал из состава Галичского «клада» представляет собой неповторимый и уникальный образец мастерства художественного литья бронзового века.

1