Музейный комплекс

Пряжка

Первая половина VIII в.
Средневековье
Аланская археологическая культура
Бронза
Длина общая – 4,4 см. Размеры рамки – 2,1 х 1,6 см. Размеры щитка 2,3 х 0,9 см
Источник поступления: Раскопки В.И. Долбежева 1890 г.
Витрина 11

Ременная пряжка с овальной рамкой и вытянутым щитком. У места перехода рамки к щитку предмет украшен декоративными волютами.
Для средневековой культуры характерно особое внимание к поясу как части костюма. Пояс часто включал в себя не только пряжку и ремень, но и многочисленные накладки, фиксаторы-рапределители для дополнительных ремней или крепежей. Поэтому рассматривая средневековые пояса, археологи часто говорят о «поясных наборах» или «поясных гарнитурах». В раннее средневековье всё ещё не были распространены привычные для нас карманы, они войдут в постоянное употребление только в XV-XVI вв. Утилитарная роль пояса заключалась не столько в «подпоясывании» сколько в возможности привеса к нему сумочек и других необходимых в быту предметов.
В ранее средневековье в Восточной Европе и на Северном Кавказе сосуществовало сразу несколько культурных традиций с ярко выраженной ролью пояса как маркера социального статуса. К ним относятся в первую очередь обычаи местных жителей, однако вместе с этим заметно влияние тюркской и византийской традиции. Безусловно, использование импортных предметов поясного набора из региона Великой Степи или Византии, контролируемого тюркоязычными племенами связано с тем, что местное население само имело представление о важности пояса как элемента костюма. Однако интересно, что используя эти импортные предметы оно, так или иначе, сталкивалось с развитыми иерархическими представлениями византийцев или кочевников о роли конкретных деталей пояса для обозначения социального статуса человека.
Рассматриваемая пряжка представляет собой подражание византийским пряжкам конца VII – VIII вв. Это очень интересное время для истории византийской поясной моды. На протяжении второй половины VI – VII вв. большая часть статусных поясов выполнялась в так называемом «геральдическом стиле». Для него характерно использование форм геральдического щита (давшего название стилю), мотива «ласточкин хвост», большое количество геометризированных упрощенных фигур. При этом большая часть таких поясов практически не декорировалась – гладкая поверхность акцентировала внимание на лаконичной форме изделий. В некоторых случаях предмет мог быть украшен прорезями, которые были композиционно созвучны основной форме изделия.
В начале VIII в. мода на гладкие геральдические пояса начинает постепенно сходить на нет. Во многих предметах того времени заметно развитие идеи дополнительных орнаментальных мотивов. Меняются и основные формы изделий. Более распространенными становятся округлые рамки с выраженными приемниками для язычка, как на рассматриваемой пряжке.
Пряжки византийского производства чаще всего крепились к ремню через петли, расположенные на оборотной стороне щитка пряжки. Пряжки местного производства крепились через шпеньки, которые пробивали ремень насквозь и закрывались с обратной стороны заглушкой. Несмотря на то, что рассматриваемая нами пряжка выполнена в византийском стиле, крепится к ремню она именно шпеньками, что выдает ее местное производство.

1