Музейный комплекс

Симферопольский клад

Золотая Орда
Вторая половина XIII – XIV вв.
Золото, серебро, драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг, бирюза; литье, ковка, скань, зернь, гравировка, чернь, золочение, чеканка, эмаль
Поступление: передан из Государственного хранилища при министерстве финансов СССР в 1967 г.
Витрина 2

Симферопольский клад – шедевр ювелирного искусства Золотой Орды. 328 предметов из золота, серебра, драгоценных и полудрагоценных камней общим весом 2 кг 584 г были обнаружены при земляных работах недалеко от Симферополя в 1960-х годах. Скорее всего, сокровища были помещены в какой-то сосуд (часть предметов сломана или согнута), но установить это уже невозможно, поскольку клад нашли не археологи, а рабочие во время строительных работ. Судя по наличию серебряной пайцзы хана Кильдибека, правившего в середине XIV века, клад принадлежал представителю высшей ордынской аристократии, обладавшему значительной властью. По мнению некоторых ученых, им мог быть правитель Солхата – административного и торгового центра золотоордынских наместников в Крыму.

Подробнее...

О высоком положении владельца клада свидетельствует не только пайцза, но и высокохудожественные ювелирные изделия, созданные в Крыму, Северной Италии, Сирии и Египте. Цепи из медальонов с драгоценными камнями и жемчугом; три воинских пояса – два золотых и один серебряный с эмалевыми вставками; браслеты и футляры для амулетов, изготовленные из тончайшей золотой проволоки в технике скани; монеты, чеканенные индийскими султанами Дели, разнообразные бляхи и подвески.

Среди предметов клада – украшения женского головного убора, состоящие из бляхи-навершия и 16 фигурных краевых блях. Бляха-навершие укреплялась в центре головного убора, а фигурные бляшки обрамляли его тулью, создавая кайму из чередующихся пластин, соединенных тонкими цепочками и украшенных драгоценными камнями. На центральной бляхе укреплены драгоценные и полудрагоценные камни в овальных кастах со сканным узором, жемчужины в оправах в виде розеток и миниатюрные литые розетки, закрепленные на длинных изогнутых проволочках. Украшения шапочки выполнены, скорее всего, в Восточном Крыму, в городе Солхате (совр. Старый Крым).

В составе клада оказались и серебряные сосуды, ложка-ситечко, а также ложка-черпак, на ручке которой помещена фигурка человека, подносящего чашу ко рту. На голове человека – шапка конической формы с изображением филина – символа мудрости в средневековой Монголии.

Золотые и серебряные изделия выполнены в разных техниках, с использованием гравировки, зерни, скани, золочения, черни, чеканки и эмали. Мотивы узоров, покрывающих изделия Симферопольского клада, различны по происхождению. В них нашли отражение культурные традиции западных и восточных мастеров ювелирного дела. Так Симферопольский клад стал свидетельством интенсивного освоения и переработки в Золотой Орде культурных достижений покоренных народов.

Свернуть
1

Коллекции