Музейный комплекс

«Суздальское оплечье»

Древняя Русь
XII – начало XIII в.
Серебро; штамповка, пайка, резьба, зернь, скань, золочение, чернение
Медальоны от 5,5 см до 9,1 см; бусины от 3 см до 3,7 см
Поступление: из публичного Румянцевского музея между 1916 и 1925 гг.
Витрина 5

«Суздальское оплечье» состоит из шести серебряных позолоченных круглых блях-медальонов: два больших, два средних и два малых. На всех медальонах разные изображения.
На одном из малых медальонов – поясное изображение молодого святого, с нимбом вокруг головы. Он изображен в шапке с высокой тульей; одежда состоит, по-видимому, из двух частей – нижней одежды, рукав которой плотно охватывает его руку, и верхнего богато украшенного плаща, наброшенного на плечи. В правой руке святого – крест. Возможно, что это изображение Бориса или Глеба.
На одном из больших медальонов изображен крест, вписанный в шестиугольник с вогнутыми сторонами. На остальных четырех – узор в виде различных вариантов процветшего креста, у которого основание переходит в две поднимающиеся кверху ветки с листьями. Два больших медальона еще и украшены по краю напаянными полукруглыми бусинами. Рисунок узора на медальонах выполнен резьбой, фоны узоров заполнены чернью, выразительно подчеркивающей мельчайшие детали изображений.
Перемежаются медальоны двенадцатью серебряными, тоже позолоченными, полыми продолговатыми бусинами, спаянными из двух половинок. Десять больших бусин одинаковы и по форме, и по размеру; а две поменьше – другой формы. Большие бусины разбиты на две половинки проволочным кольцом, которое также, как и вершины, обвиты тонкой сканной нитью. На тулове бусин – четыре выпуклости, похожие на горошины, украшенные мелкой зернью. А в промежутках между ними выложен узор, состоящий из ромбов и треугольников, и тоже украшенный зернью.

Подробнее...

В 1851 году известный археолог и один из основателей Исторического музея в Москве, А.С. Уваров, проводил раскопки курганного могильника у села Исады на реке Нерль близ города Суздаля. Под дерном одного из курганов был обнаружен клад – парадное украшение – бармы, прочно вошедшее в науку под названием «Суздальское оплечье».
По описанию, составленному графом А.С. Уваровым, ясно, что «оплечье» было только спрятано в кургане и никакого отношения к погребению не имеет. Предметы, составляющие оплечье, а это бляхи-медальоны и бусины, найдены все вместе, причем, в одной из бусин были обнаружены следы шнура их соединявшего.
«Оплечье», по-видимому, было спешно зарыто в насыпь уже существовавшего кургана. Во время Батыева нашествия 1237–1240 годов горожане укрывали свои сокровища, закапывая их в землю, прятали в тайниках и церквях. Вернуться за ними смогли не все. Так до нас дошли бесценные сокровища древнерусской культуры, яркие свидетельства таланта мастеров Древней Руси.
Бармы – часть парадного княжеского облачения с изображениями религиозного характера и драгоценными камнями. Бармы надевались поверх парадной одежды. К концу XV века это великокняжеская, а потом и царская регалия. Древнерусский аналог византийского лорума – детали парадного императорского облачения.
На Руси бармы были известны под именем «оплечий». По преданию, их впервые прислал из Византии император Алексей I Комнин для Владимира Мономаха, но первое летописное известие о них встречается под 1216 годом, где сказано, что «облечье», шитое золотом, носится всеми князьями.
Легенда о дарах византийского императора Константина IX, барме и шапке Мономаха, отражена в «Сказании о князьях владимирских» (XVI века), а также в рельефах (1551) на царском месте из Успенского собора Московского Кремля: «Откуда бе и как она чаша ставити на великое княжество святыми бармами и царским венцом». Как коронационные регалии впервые упоминаются в 1498 году– их вместе с «венцом» (по-видимому, Шапкой Мономаха) возложили на Дмитрия Ивановича, внука Ивана III, во время торжественной церемонии «поставления» на княжеский престол в Успенском соборе Московского Кремля.

Свернуть
1

Коллекции