Подвесная печать князя Александра Ярославича Невского
В домонгольской Руси право пользоваться печатью для утверждения документов имел только узкий круг представителей власти: князья и их наместники, церковные иерархи – митрополиты и епископы. Княжескими печатями скрепляли или запечатывали официальные документы – жалованные грамоты, договоры с другими князьями или государствами. Печать заменяла подпись лица, выдавшего документ, а иногда служила подтверждением подлинности и законности его содержания.
На княжеских печатях до XIV века включительно князья изображались в образах святых покровителей владельца и его отца. На Руси каждый князь носил не одно имя, а два – светское и христианское, которое ребенок получал при крещении. Оно употреблялось очень редко: в официальных документах, во время церковной службы, когда возносили молитвы о здравии живого или поминали умершего. На печатях всегда обозначалось христианское имя.
На аверсе печати Александра Невского изображен всадник с поднятым мечом, а на реверсе – святой, ведущий левой рукой под уздцы лошадь, а в правой руке держащий копье, которым он поражает змея. То есть, на лицевой стороне помещено изображение небесного покровителя самого Александра, а на оборотной стороне –его отца Ярослава Всеволодовича, в крещении Федора (святой Федор Стратилат в сцене «чуда о змие»).
Подробнее...Князь Александр Ярославич Невский (1221–1263) – внук Всеволода Большое Гнездо, князь Новгородский (1236–1251), великий князь Владимирский (с 1252). Один из самых популярных князей Древней Руси, причисленный Русской православной церковью к лику святых. С именем Александра Ярославича связаны победы, одержанные им над шведами в Невской битве в 1240 году и немецкими рыцарями-крестоносцами в Ледовом побоище 5 апреля 1242 года. Своей осторожной, осмотрительной политикой князь уберег Русь от окончательного разорения кочевниками, гибельного союза с папством (отказавшись в 1250 году от унии с Римом) и предотвратил сближение Рима и крестоносцев с Ордой.
Вскоре после кончины князя, в 1280-х годах, неизвестным монахом владимирского Богородице-Рождественского монастыря, в котором был захоронен Александр Невский, была написана «Повесть о житии Александра Ярославича Невского», соединившая черты жития и воинской повести. Составление «Жития» исследователи связывают с именами Дмитрия Александровича, сына Александра Невского, и митрополита Кирилла. Автор называющий себя современником князя, создал героический образ князя-воина, доблестного полководца и умного политика. На Соборе 1547 года состоялась общерусская канонизация Александра Невского, а в 1724 году по приказу Петра I его прах был перенесен из Владимира в Санкт-Петербург и торжественно перезахоронен в Александро-Невской Лавре.