Половецкое изваяние
Каменные изваяния, издревле во множестве разбросанные по бескрайним степным просторам от юго-западной Азии до юго-восточной Европы, на Руси известны как «каменные бабы». Ученые предполагают, что название «баба» восходит к тюркскому языку. Своим происхождением они обязаны кочевникам-половцам (кипчакам), которые впервые появились у границ древнерусского государства в 1055 году, о чем свидетельствует Ипатьевская летопись, и в течение двух веков оставались близкими соседями Руси, выступая то непримиримыми врагами, то союзниками древнерусских князей в их междоусобных войнах.
Подробнее...Статуи, символизировавшие предков, ставились на возвышенных участках степи, курганных могильниках, в специально сооруженных святилищах. Гильом де Рубрук (ок. 1220 – ок. 1293) – фламандский монах-францисканец, путешественник и ученый, совершивший по поручению короля Людовика IX в 1253–1255 годах путешествие к монголам, в своей книге «Путешествие в восточные страны» писал, что «команы насыпают большой холм над усопшим и воздвигают ему статую, обращенную лицом к востоку и держащую у себя в руке пред пупком чашу».
Многие половецкие статуи изображают мужчин-воинов в шлемах, доспехах и с оружием: саблями, луками, колчанами. Очень выразительны женские статуи в богато украшенных костюмах, шляпах, с серьгами и ожерельями, сумочками у пояса. В руках все половецкие «бабы» держат сосуд. Несмотря на явно портретные черты, статуи изображают не конкретных мужчин и женщин, а легендарных личностей с чертами богов и героев, около которых совершались культовые обряды и поминальные пиры.
«Баба» из собрания Исторического музея изображает знатную богато одетую женщину. Ее костюм состоит из длинного кафтана на застежке, полы и подол которого украшены орнаментом. На голове – сложный головной убор – шляпа со спускающимся на спину куском ткани и налобная лента, на шее – украшения: две гладкие шейные гривны и ожерелье из круглых бусин, в ушах – серьги. В сложенных на животе руках она держит сосуд, вероятно, для приношений.