Музейный комплекс

Реликварий (крест-мощевик) «Св. князь Михаил Черниговский, свв. боярин Федор и Корнилий Сотник»; «Св. Николай»

Россия. Москва
Последняя треть XV в.
На лицевой стороне надпись: «О АГИОS НИКОЛАЕ». В верхней части – «IC XC». На оборотной стороне: «ХЕРУВИМЪ О АГОS КНЗЬ МИХАЛО ЧЕРНИГОВЬСКО О АГОS ФЕДОРЪ БОЯРИНЪ О АГОS КОРНИЛЪ СОТНИКЪ».
Серебро; резьба, золочение, чернение, литье
7,2 х 11,6 см
Поступление: из собрания П.И. Щукина в 1905 г.
Витрина 3

Ковчег в форме четырехконечного креста предназначался для реликвий, связанных с изображенными на нем лицами.
Князь Михаил Всеволодович Черниговский (1179–1246) – сын великого князя киевского и черниговского Всеволода Святославича Чермного. Участвовал в сражении против татар на р. Калке в 1223 году, в которой погиб его дядя Владимир Святославич, после чего к нему перешел черниговский стол. С 1238 года – великий князь киевский.

После покорения Руси монголами русские князья должны были для получения ярлыков на княжение и разбора конфликтных ситуаций по вызову хана являться в Орду. В 1246 году в ханской ставке князь Михаил Черниговский принял мученическую смерть вместе с верным боярином Федором за отказ воздать божественные почести посмертному изображению Чингисхана.

Подробнее...

Обстоятельства их гибели подробно изложены в «Сказании об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Федора» и в «Истории монголов» францисканского монаха Джиованни дель Плано Карпини, возглавившего папскую миссию в Орду в 1245 году. В главе о «богопочитании татар» Карпини рассказывает о монгольском обычае в полдень поклоняться «идолу императора» и о том, что этому «идолу» они «ЗАСТАВЛЯЮТ ПОКЛОНЯТЬСЯ НЕКОТОРЫХ ЗНАТНЫХ ЛИЦ, КОТОРЫЕ ИМ ПОДЧИНЕНЫ». «ОТСЮДА НЕДАВНО СЛУЧИЛОСЬ, ЧТО МИХАИЛА, КОТОРЫЙ БЫЛ ОДНИМ ИЗ ВЕЛИКИХ КНЯЗЕЙ РУССКИХ, ...ОНИ ЗАСТАВИЛИ РАНЬШЕ ПРОЙТИ МЕЖДУ ДВУХ ОГНЕЙ; ПОСЛЕ ОНИ СКАЗАЛИ ЕМУ, ЧТОБЫ ОН ПОКЛОНИЛСЯ НА ПОЛДЕНЬ ЧИНГИСХАНУ. ТОТ ОТВЕТИЛ, ЧТО ОХОТНО ПОКЛОНИТСЯ БАТЫЮ И ДАЖЕ ЕГО РАБАМ, НО НЕ ПОКЛОНИТСЯ ИЗОБРАЖЕНИЮ МЕРТВОГО ЧЕЛОВЕКА, ТАК КАК ХРИСТИАНАМ ЭТОГО ДЕЛАТЬ НЕ ПОДОБАЕТ. И, ПОСЛЕ НЕОДНОКРАТНОГО УКАЗАНИЯ ЕМУ ПОКЛОНИТЬСЯ И ЕГО НЕЖЕЛАНИЯ, ВЫШЕУПОМЯНУТЫЙ КНЯЗЬ ПЕРЕДАЛ ЕМУ..., ЧТО ОН БУДЕТ УБИТ, ЕСЛИ НЕ ПОКЛОНИТСЯ».

Вместе с Михаилом был убит и Федор. «ПОСЛЕ ЭТОГО СКАЗАЛИ ФЕДОРУ: «ЕСЛИ ТЫ ПОКЛОНИШЬСЯ БОГАМ НАШИМ, ТО ПОЛУЧИШЬ ВСЕ КНЯЖЕСТВО КНЯЗЯ СВОЕГО». И ОТВЕТИЛ ФЕДОР: «КНЯЖЕНИЯ НЕ ХОЧУ И БОГАМ ВАШИМ НЕ ПОКЛОНЮСЬ, А ХОЧУ ПОСТРАДАТЬ ЗА ХРИСТА, КАК И КНЯЗЬ МОЙ»… СВЯТЫЕ ЖЕ ТЕЛА ИХ ПОВЕРЖЕНЫ БЫЛИ ПСАМ НА СЪЕДЕНИЕ. И МНОГО ДНЕЙ ЛЕЖАЛИ, ОДНАКО БОЖИЕЮ БЛАГОДАТЬЮ ОСТАВАЛИСЬ НЕВРЕДИМЫМ. …СЛУЧИЛОСЬ ЖЕ УБИЕНИЕ ИХ В ГОД 6753 (1246), МЕСЯЦА СЕНТЯБРЯ В ДВАДЦАТЫЙ ДЕНЬ».
О смерти черниговского князя и его боярина сообщается и в летописях под соответствующим годом.

Мощи святых перенесли в Чернигов, где они находились до 1572 года, когда были перевезены в Москву по велению царя Ивана IV Грозного. На месте встречи мощей перед въездом в город на территории Ивановского монастыря была поставлена церковь. С 1770 года мощи находятся в Архангельском соборе Московского Кремля, куда они были перенесены из упраздненной церкви Черниговских чудотворцев. В 1688 году боярином, князем Яковом Никитичем Одоевским была устроена деревянная рака, в которой и находился медный ковчег с мощами. Княжеский род Одоевских происходил от удельных черниговских князей: первый князь Одоевский – Роман Семенович – приходился внуком святому князю Михаилу Черниговскому. В 1774 году, Екатерина II повелела изготовить новую дубовую раку, украшенную серебряными пластинами, которые были похищены французами в 1812 году.

Гибель Михаила и Федора в Орде была расценена как мученическая смерть за христианскую веру. Почитание их как святых началось на Руси на несколько столетий раньше, чем произошла их канонизация (1547). Не позднее конца XIII века было составлено краткое Сказание о Михаиле и его боярине Федоре, на основе которого было создано несколько редакций более пространного повествования. Не позже 1473 года составитель и автор житий русских святых Пахомий Серб (Логофет) создает свою редакцию Жития Михаила Черниговского. Оно было включено в Великие Минеи Четьи митрополита Макария и, в свою очередь, послужило источником для многих более поздних переработок и широко включалось в более поздние летописные своды.

Михаил Черниговский стал родоначальником многих славных фамилий в русской истории. Церковь причислила к лику святых его дочь – преподобную Евфросинию Суздальскую и его внука – святого благоверного Олега Брянского.

Свернуть
1