Синодик (помянник) Успенского собора Московского Кремля
Синодик (помянник) – памятная книга записи имен умерших для поминовения во время богослужения. Помянники составлялись как в церквях и монастырях, так и в крестьянских и княжеских домах, и даже в царской семье. Помянники церквей и монастырей содержат не только имена умерших, но и записи, носившие характер летописных известий или даже небольших исторических сказаний.
В древнейшем пергаменном синодике Успенского собора Московского Кремля – главного храма русского государства – содержится краткое перечисление имен воинов, павших на реке Воже в 1378 году, на Куликовом поле в 1380 году и при взятии Москвы ханом Тохтамышем в 1382 году. Первые листы Успенского синодика относятся к концу XIV века, однако запись имен «избиенных от Мамая» была сделана позже, вероятно, в 70-е годы XV века, во время подготовки «стояния на Угре» и свержения ордынского ига.
«ИЗБЬ[ЕННЫХ] ОТ МАМАА. КНЯЗЮ ФЕОДОРУ БЕЛОЗЕРСКОМУ И СЫНУ ЕГО ИВАНУ, КОСТЯНТИНУ КОНАНОВИЧЮ, УБИЕННЫМ ОТ БЕЗБОЖНАГО МАМАЯ, ВЕЧ[НАЯ ПАМЯТЬ]. И В ТОЙ ЖЕ БРАНИ ИЗБИЕНЫМ СИМЕОНУ МИХАЙЛОВИЧУ, НИКУЛЕ ВАСИЛЬЕВИЧУ, ТИМОФЕЮ ВАСИЛЬЕВИЧУ ВАЛУЕВУ, АНДРЕЮ ИВАНОВИЧУ СЕРКИЗОВУ, МИХАИЛУ ИВАНОВИЧУ, ЛВУ ИВАНОВИЧУ, СЕМЕНУ МЕЛИКУ И ВСЕЙ ДРУЖИНЕ ИХЬ, ПО БЛАГОЧЕСТИЮ СКОНЧАВШИХСЯ ЗА СВЯТЫЯ ЦЕРКВИ И ЗА ПРАВОСЛАВНУЮ ВЕРУ, ВЕЧ[НАЯ ПАМЯТЬ]».
Летописи и «Сказания» донесли до нас всего 162 имени участников Куликовской битвы. Среди них – имена 64 князей, из которых 33, по-видимому, были убиты в сражении. Из бояр и служилого сословия (дворян) – 60 имен участников сражения, из них почти половина погибли в сражении. По летописным данным, на Куликовом поле «бояр и воевод старших» московских убиты 40 человек, литовских – 30 и из «иных» русских княжеств около 600. Имена некоторых погибших содержатся и в синодике Успенского собора.
Синодик написан на пергамене в четвертую долю листа (126 листов), в бархатном красном переплете, на лицевой стороне которого в XIX веке помещена икона Ветхозаветной Троицы в серебряном окладе. Особенностью Синодика является разнообразие материала, выражающееся то в более тонкой, то в более грубой выделке пергамена, а также различия почерков и способов письма. Текст Успенского синодика впервые опубликован в «Древней Российской вивлиофике» – первом крупном издании письменных источников по истории России, предпринятом Н.И. Новиковым в 1773–1775 годах для ознакомления широких слоев общества с историей России. В 10 томах опубликованы самые разные материалы: грамоты великих и удельных князей, договорные грамоты Великого Новгорода с тверскими и московскими великими князьями, духовные акты, родословные знатных боярских родов, ярлыки ордынских ханов русским митрополитам, описания посольств и путешествий и др.