Музейный комплекс

Пелена подвесная «Святые Николай, митрополит Петр, митрополит Алексий с избранными святыми»

Москва
Середина XVI в.
Шитье «на проем» и «в прикреп» по камке (Италия) и тафте разноцветным шелком, пряденым золотом и серебром
79 х 91см
Поступление: из Кирилло-Белозерского монастыря (?) в 1890 г.
Витрина 8

«Своего рода “святцами” почитаемых Москвой в первой половине XVI века святых» назвала пелену известный исследователь древнерусского шитья Н.А. Маясова. В среднике пелены по зеленой камке вышиты изображения Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских, – одного из наиболее почитаемых христианских святых на Руси, и московских митрополитов Петра и Алексия – выдающихся государственных и церковных деятелей.

Среди греческих святых, изображения которых находятся по каймам пелены – святители Григорий Богослов, Василий Великий и Иоанн Златоуст, а также Василий Парийский и Кирилл Александрийский. Как предположила Н.А. Маясова, образ Василия Парийского помещен на пелене в честь великого князя Василия III, а Кирилл Александрийский – как соименный святому Кириллу Белозерскому, лик которого расположен внизу, среди основателей монастырей. Пелена, по-видимому, была вложена в Кирилло-Белозерский монастырь, откуда и поступила в музей.

Подробнее...

Влияние на общество таких выдающихся церковных деятелей, как митрополиты Петр и Алексий, преподобный Сергий Радонежский, сделало Москву не только государственным, но и духовным центром молодого государства. Огромен вклад преподобного Сергия, его соратников и учеников в строительство монастырей – центров сохранения русской культуры. Ими основано до сорока обителей, из которых, в свою очередь, вышли основатели еще около пятидесяти монастырей. Лики Сергия и Никона Радонежских, Евфимия Суздальского, Кирилла Белозерского, Варлаама Хутынского, Саввы Вишерского и Пафнутия Боровского вышиты внизу пелены.
Выбор святых, изображенных на пелене, указывает на ее московское происхождение.

Подвесные пелены подвешивались под иконы местного ряда иконостаса или под отдельные храмовые иконы. Эта традиция была заимствована из Византии. На большей части древнерусских подвесных пелен повторялся сюжет иконы, к которой она предназначалась, или размещалась композиция, связанная по смыслу и дополняющая изображение на иконе. Так, во многих случаях на пелене вышивался текст тропаря и кондака, прославлявший иконный образ.
Вышитые на кайме пелены «Святые Николай, митрополит Петр, митрополит Алексий с избранными святыми» кондак и тропарь в честь святого Николая Мирликийского дают основание предположить, что она предназначаласьименно для иконы Николая Чудотворца.

Кондак – жанр ранневизантийской церковной поэзии и музыки, род поэмы-гимна на религиозный сюжет. В православном богослужении – короткое песнопение на тему праздника.

Тропарь – краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется священное лицо.

Свернуть
1