Музейный комплекс

Протопоп Аввакум

Центральная Россия
Конец XVII – начало XVIII вв.
Дерево, левкас, темпера
14,6 х 12,5 см
Поступление: из московского Никольского единоверческого монастыря, в 1923 г.
Витрина 3

Аввакум Петров (1620–1682), протопоп из Юрьевца Повольского, писатель, идеолог старообрядчества в период его возникновения. Деятельный участник кружка ревнителей благочестия, протопоп Аввакум стал непримиримым противником церковных преобразований, проводимых патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем. Находясь с 1653 года в изгнании в Тобольске, Енисейске, Даурии, Мезени, а затем в течение пятнадцати лет заключенный в Пустозерском остроге, он проповедовал «старую веру» и написал свои главные произведения «Книгу бесед», «Книгу толкований», автобиографическую повесть «Житие», а так же многочисленные обличительные письма и челобитные. В 1666 году на Большом Московском соборе, собравшемся для суда над Никоном, его расстригли. В 1682 году в Пустозерске Аввакум был казнен – его сожгли в срубе за «великие на царский дом хулы».
Икона, вероятно, была создана на рубеже XVII–XVIII веков в районе Керженца, левого притока Волги, где в Онуфриевском скиту сложилась общность старообрядцев – почитателей Аввакума. Икону относят к достоверному изображению опального протопопа, написанному по автопортрету, присланному на Керженец из Пустозерского острога.

Подробнее...

Сюжетом для иконы послужило видение протопопу Аввакуму в тюрьме Николо-Угрешского монастыря после его расстрижения в 1666 году и описанное им в пятой челобитной царю Алексею Михайловичу. Аввакум изображен в рост в молении. В руке он держит свиток с текстом из «Послания братии на всем лице земном» (1669–1670), посвященным проповеди противостояния обрядовым реформам. В золотых облаках Христос держит свиток с «ответом», лично сказанным протопопу Аввакуму во время видения.
Стиль, в котором выполнена икона, назывался у старообрядцев «баронским», или «третьим Строгановским». Он получил распространение на рубеже XVII–XVIII веках. В традиционную иконографическую схему, представляющую моление святого перед Спасом и небесными силами, художник включил барочный прием «письменного» диалога. Образ протопопа Аввакума выразителен и индивидуален. Художник предельно конкретизирует свою модель и возвеличивает ее. Созданный образ страдальца и героя исполнен трагизма. Характерный, узнаваемый облик повторяется в поздних иконах и миниатюрах XIX века.
Церковная реформа, проводимая патриархом Никоном, выразилась в исправлении обрядов и богослужебных книг по новым греческим образцам. Противники реформы, признавая ее необходимость, утверждали, что исправления нужно вести примеряясь к древнерусским образцам и решениям Стоглавого собора. Церковный раскол приобрел характер широкого народного движения. Сторону ревнителей старых обрядов приняли многие представители знати, церковные иерархи, крестьяне и посадские люди.

Свернуть
1