Притча о девах разумных и неразумных
![](/upload/iblock/04f/8akdwan95uit55timmudm38c0c8l46lz.png)
![](/upload/iblock/e53/e5325bd7b655b7dcec1e71f7696340b0.jpg)
![](/upload/iblock/4b4/4b408eee5c7dbd999376b9066bafcb0c.jpg)
![](/upload/iblock/45f/smaxnedj32pf30r6zlj11etj0a7i69hz.png)
В искусстве XVII века в убранстве царских жилых помещений и домов знати новшеством стали живописные изображения, выполненные, чаще всего, на темы библейской истории. Они создавались в стилистике современной иконописи как на дереве так и на новом для того времени материале – холсте.
Композиция написана на сюжет притчи о десяти девах, ожидавших прибытия жениха. Пять из них были разумными и пять неразумными. Разумные девы кроме светильников взяли сосуды с маслом. Когда наконец прибыл жених, масло в светильниках неразумных дев почти иссякло, и им пришлось отправиться на его поиски. Жених же вошел с разумными девами на брачный пир. Вернувшись, неразумные девы попросили отворить им дверь, однако жених ответил, что не знает их. Заканчивается притча словами: «Итак, бодрствуйте, потому не знаете ни дня, ни часа, в которые приидет Сын Человеческий».
Подробнее...
Композиция наглядно доносит до зрителя содержание притчи. Изображены лестницы и балконы, ведущие к дверям дома, правая дверь открыта, левая – закрыта. На головах дев, стоящих справа, – венцы, в руках – горящие светильники; слева изображены девы простоволосые, с потухшими светильниками. Перед открытой дверью изображена фигура жениха, указывающего рукой на открытую дверь, в другой руке он держит кувшинчик (с елеем). Под женихом в притче подразумевается сам Христос.
Предполагается, что «Притча» помещалась на створках дверей (на холсте сохранился след от замка). Человеку, открывавшему дверь, предлагалось задуматься о своем духовном состоянии, о том, что и он предстанет в свое время пред дверью в Царство Небесное. Памятники такого рода чрезвычайно редки в музейных собраниях.