Музейный комплекс

Икона «Господь Вседержитель»

Симон Ушаков
1667–1668 гг.
Надпись: «ЛЕТА [717(6)] ПИСАЛЪ // СIЙ WБРАЗЪ ЗОГРАФЪ // ПИМЕНЪ ЗОВОМЫИ СИМО(Н) // [Ф]ЕДОРО(В) СНЪ ОУШАКОВЪ»
Дерево, левкас, темпера
130.5 x 75.8 cm
Поступление: из МИР, 1947 г.
Открытое хранение

Симон Федорович Ушаков (1626–1686) – знаменитый русский иконописец и график, царский изограф. В иконе «Господь Вседержитель» художник, сохраняя традиционный тип спасителя, применяет новую манеру письма с использованием живописных приемов. Облик Христа утрачивает монументальность, как бы приближаясь к человеку.
Новые представления об искусстве были сформулированы в теоретических трудах Симона Ушакова и его друга и сподвижника, царского иконописца Иосифа Владимирова, который в одном из первых трактатов об искусстве «Послании Симону Ушакову от Иосифа Владимирова» отстаивал натуралистическую манеру письма икон и призывал писать «светло и румяно, тенно и живоподобно».

Подробнее...

Изначально икона находилась в каменном храме Григория Неокесарийского, который был построен в 1668–1669 годах при посредничестве духовника царя Алексея Михайловича, протопопа Благовещенского собора Московского Кремля Андрея Саввинова. Именно в это время в Москве проходили церковные соборы, знаменовавшие победу грекофильской политики царя Алексея Михайловича. Прогреческая эстетическая концепция стала одной из центральных в системе росписей церкви Григория Неокесарийского
Икона «Господь Вседержитель» находилась справа от царских врат. Образ относится к периоду расцвета творчества Симона Ушакова. Тонкая стилизация, ориентированная на греко-византийскую традицию, сочетается с «живоподобием» иллюзорного изображения личного, постепенно занимавшего все более важное место в эволюции художественного метода русских иконописцев. Иконографический тип принадлежит к числу наиболее древних и распространенных в византийском и древнерусском искусстве. Композиционные особенности – форма «завернутого» рукава, рисунок выреза на шее хитона, светотень из мерцающих крапинок золота, моделирующая складки и открытые участки фона, характерная палеография – неоднократно повторялись в работах учеников и последователей художника. Жест руки обозначает призыв к предельному вниманию и обращен к раскрытому кодексу в левой руке спасителя, где чередуются девять литургических текстов евангелистов Иоанна, Матфея и Луки – деталь, которая встречается на поздних греческих иконах. Расширение греко-русских связей в XVII веке способствовало появлению на Руси новых иконографических традиций.

Свернуть
1