Портрет императрицы Екатерины II в русском платье
Портрет представляет собой редкую копию с оригинала придворного художника Екатерины II Стефано Торелли, который всегда хранился в частных собраниях и не служил объектом широкого копирования (после 1917 года – в частных собраниях за границей).
Художник изобразил Екатерину II в карнавальном русском костюме. В руке она держит черную карнавальную маску.
Со времен царя Алексея Михайловича в отношении к русскому национальному и западному костюмам происходили любопытные превращения. При Алексее Михайловиче носить западное платье разрешалось только царевичам и их узкому окружению, однако оно широко использовалось как маскарадное. Вскоре после восшествия Петра I на престол последовал запрет на ношение дворянами национального костюма, и уже русское платье стали использовать как маскарадное. В XVIII веке студентов и гимназистов, наказывая, переодевали в крестьянскую, то есть в национальную одежду. Екатерина II ввела в употребление при дворе "русское платье", с фатою и открытыми проймами на рукавах, которое современники остроумно назвали "офранцуженным сарафаном". В этих костюмах своеобразно сочетались формы господствующей французской моды с элементами старого русского костюма. Введением такого платья Екатерина официально как бы «реабилитировала» национальный костюм. Традиция ношения при дворе во время парадных церемоний русского платья возобновилась затем при Николае I.