Зал 3. Каменный век. Мезолит (IX–VI тыс. до н.э.). Неолит (VI–III тыс. до н.э.)
Постепенное потепление климата изменило ландшафт: на территории Северной Евразии раскинулись леса с многочисленными реками и озерами. С окончанием ледникового периода здесь сформировались практически современный климат и фауна. Древнее население прекрасно адаптировалось к окружающей среде: объектами охоты стали лоси, северные и благородные олени, кабаны, бурые медведи и мелкие млекопитающие (бобр, куница). На охоте человека сопровождали прирученные собаки. Они также охраняли древние поселения. Наряду с охотой ведущей отраслью хозяйства стало рыболовство. Использование лодок для рыбной ловли и в качестве транспортного средства способствовало освоению новых территорий, упрочению контактов, налаживанию связей между коллективами.
В этом зале представлена материальная культура поселений древних охотников и рыболовов Северной Евразии, в основном зоны лесов. Время существования этих культур – VII–III тыс. до н.э. В археологии это время разделено на периоды: мезолит, неолит и энеолит.
В мезолите (IX–VI тыс. до н.э.) совершенствовалась техника изготовления орудий труда. Наиболее распространенными были предметы геометрических форм из кремневых ножевидных пластинок – сегменты, треугольники, прямоугольники – очень небольших размеров, так называемые микролиты, служившие наконечниками стрел или ножей. Из кости делали гарпуны, рыболовные крючки, наконечники стрел, кинжалы, рукоятки различных орудий, из камня – крупные рубящие орудия: топоры, тесла, мотыги, песты и наковальни, из дерева – посуду, лодки, рукояти топоров, весла, древки копий, из растительных волокон плели рыболовные сети.
Переход к эпохе неолита (VI–III тыс. до н.э.) отмечен появлением обожженной глиняной посуды, использование которой стало огромным достижением в приготовлении и хранении пищи. Формы сосудов и рецепты формовочной массы были разнообразны. Сосуды лепились без гончарного круга ленточным способом, богато орнаментировались и обжигались на костре. Каменные и костяные орудия труда становились все более совершенными. Теперь их делали из кремня, кварца, сланца, поделочных камней. Но расцвета обработка камня и кости достигла в эпоху энеолита (конец IV–III тыс. до н.э.). Этим же временем датируют и первые изделия из меди. В конце каменного века в отдельных зонах лесной зоны Северной Евразии началось постепенное освоение металлургии. Однако охота, рыболовство и собирательство еще очень долго оставались важнейшей частью хозяйства.
Древние охотники и рыболовы верили в сверхъестественные силы, воплощенные в образах животных и людей: в зале представлены деревянные скульптуры, костяные и кремневые скульптурные подвески и предметы прикладного искусства. На стене висят живописные копии наскальных изображений (петроглифов) бассейна Белого моря из пунктов, где находились святилища неолита и энеолита.
Со времени мезолита археологам известны как одиночные захоронения, так и крупные могильники, располагавшиеся обычно на территории поселений. Иногда вместе с погребенными в могилу помещали орудия труда, украшения, в редких случаях – глиняные сосуды. Тело могли посыпать красной минеральной краской – охрой. Материалы могильников позволяют реконструировать пол и возраст умерших, их вероятное общественное положение, а иногда – вероятную причину смерти.
Посреди зала находится уникальный чёлн, сделанный из цельного дубового ствола. Такие лодки использовались повсюду на равнинах Северной Евразии в доисторическую эпоху, а в отдельных местах – и до XX века.
Тематическая структура зала
Хозяйство населения на территории лесной зоны Северной Евразии в мезолите и неолите основывалось на охоте, рыболовстве и собирательстве. В мезолите племена вели в целом более подвижный образ жизни, в неолите заметно увеличение доли стационарных, не исключено, что даже круглогодичных поселений с крупными жилищами-полуземлянками. Орудия и бытовые предметы изготавливались из дерева, камня, кремня, кости и рога. В неолите в лесной зоне распространяются гончарные технологии и появляется разнообразная керамика, прежде всего, многочисленные сосуды для приготовления пищи на целую семью.
Мезолит, или средний каменный век, промежуточная эпоха между палеолитом и неолитом. Мезолит как явление выделяют не для всех регионов мира, наиболее активно это понятие употребляется для приледниковой зоны. Эпоха мезолита характеризуется широким распространением микролитов - орудий геометрических форм и отжимной техники скалывания. От неолита мезолит отличает прежде всего отсутствие керамики. С точки зрения развития технологии обработки камня в мезолитическую эпоху развиваются и распространяются на большей территории приемы и техники, появившиеся в палеолите: например, микролиты и орудия геометрических форм, пришлифовка рабочих краев орудий, вкладышевая техника. Если говорить о получении заготовок, необходимо упомянуть отжимную технику скалывания: в отличие от использования основанных на ударе отбойника или посредника (наиболее распространенных в верхнем палеолите), она предполагает плавное использование усилия по отношению к ядрищу/нуклеусу, что позволяет получать пластины и пластинки стандартных форм с прямым профилем. В мезолитическую эпоху в связи с изменением палеоэкологической ситуации и распространением лесной растительности, огромное значение получают орудия для деревообработки - топоры, тёсла, стамески. Активное использование древесины в качестве поделочного материала приводит к появлению мезолитических новинок: саней и лыж, лодок, распространению лука и стрел (достоверные находки остатков лука уже известны на мезолитических памятниках). Еще одно новшество мезолита – рыболовный крючок и сеть. После отступления ледников рыболовство становится важнейшей отраслью хозяйства мезолитических охотников.
Древнее искусство представлено двумя видами памятников: наскальными изображениями (монументальное искусство) и предметами искусства малых форм (мобильное искусство). Наскальные изображения подразделяются на две категории: петроглифы и так называемые писаницы. Первые включают в себя выбитые изображения на открытых скалах, в гротах или пещерах, писаницы же нанесены краской, как правило, красной охрой. Живописные копии композиций Онежских и Беломорских петроглифов, а также Томской писаницы, размещены в верхней части на стенах зала. Мобильное искусство Восточной Европы представлено лепными, резными и кремневыми предметами, основная масса находок относится ко второй половине IV тыс. до н.э. Глиняные скульптуры, как и вся посуда, изготавливались женщинами и служили чем-то вроде домашних идолов, хранителей очага. Подавляющее большинство резных и кремневых скульптур, изображающих человека, птиц, млекопитающих и змей служило подвесками-амулетами, изображавшими антропоморфных предков или тотемных предков в образе животного. Некоторые предметы быта, имевшие, по-видимому, особое, ритуальное назначение, имели рукоятки или навершия, украшенные скульптурными изображениями головы птицы или животного.
На территории Прибайкалья наиболее знаменитыми являются петроглифы реки Ангары, практически уничтоженные при устройстве водохранилищ. Мобильное искусство этого региона начинает бурно развиваться еще с VI тыс. до н.э. Резные скульптуры из рога часто изображают голову лося. Каменные скульптуры рыб со сквозными отверстиями на плавниках относятся к IV тыс. до н.э., их функциональное назначение точно не известно. Основная масса предметов искусства Прибайкалья найдена в погребениях.
Распространение одних и тех же образов и предметов на обширных территориях указывает на протяженные и разнонаправленные связи между древними коллективами, поддерживаемые браками и обменом престижными артефактами и редкими видами сырья.
Охотники-собиратели-рыболовы лесной зоны Северной Евразии имели разнообразные духовные представления, которые в целом были сосредоточены вокруг образов предков коллектива и духов окружающего мира. Различные украшения-обереги, скульптурные изображения предков в облике зверя и человека, а также ритуальные предметы с головами животных были широко распространены, особенно в неолитическую эпоху.
Керамика – изделия из обожженной глины – первый искусственно созданный человеком материал. Первые глиняные изделия, антропоморфные статуэтки из Дольни Вестонице (Чехия), были изготовлены примерно 25 тысяч лет назад. Но этот первый опыт не закрепился. Самые ранние свидетельства появления керамических сосудов происходят с территории Китая и датируются 16–14 тыс. до н.э. Однако, сама идея изобретения керамических сосудов появилась в нескольких центрах независимо друг от друга. Около 9 тыс. лет до н.э. люди начинают изготавливать глиняные сосуды на Ближнем Востоке, примерно 6–5 тыс. лет до н.э. - в центре Европейской части России. Для изготовления сосуда заготавливалась специальная масса, в которую могли добавляться различные примеси с целью улучшения ее свойств: предохранения сосуда от растрескивания при высыхании, от разрушения при обжиге, для улучшения его потребительских свойств. В качестве таких примесей использовался песок, дресва (дробленый камень), шамот (дробленые фрагменты сосудов), раковины моллюсков, навоз и пр. Чаще всего глиняные сосуды изготавливались с применением формы, на которую надевалась прокладка ( например, рыболовные сети). Она была нужна для более легкого отделения будущего сосуда от формы. Затем на форму налеплялись отдельные порции глины (лоскуты). Чуть позднее сосуды начинают лепиться из глиняных жгутов, которые накручивались по спирали или отдельными кольцами. Небольшие сосуды могли выдавливаться из одного комка глины. Затем сосуды тщательно заглаживались, орнаментировались и обжигались на костре.
Древние общества охотников-собирателей-рыболовов лесной зоны Северной Евразии имели сложные представления о загробном мире и, соответственно, разнообразные погребальные обряды. Обычно тело размещалось в неглубокой яме на спине. Особая ориентировка тела относительно воды и захоронение вместе с покойным различных предметов, как охотничьих, так и бытовых, указывают на наличие представлений о посмертном существовании человека в некой «стране мертвых».
Для периода второй половины IV тыс. до н.э. характерны так называемые «ритуальные клады»: захоронения предметов, часто обожженных, вблизи погребений в виде компактных скоплений. В их составе могли быть кремневые изделия, заготовки, осколки, костяные орудия, подвески, крайне редко - скульптурные изображения. Возможно, «ритуальные» клады являлись частью комплекса поминальных обрядовых действий, связанных с почитанием предков и создавались уже после совершения захоронения.
Основными предметами охотничьего вооружения были лук и стрелы, также использовались дротики и ножи. Наконечники стрел изготавливались не только из кремня, но и из кости, рога и дерева. Различные формы и размеры наконечников отвечали их функциональному назначению: для охоты на лося или на пушного зверя требовались совершенно разные стрелы. Для охоты на медведя нужны были дротики и рогатины. Вполне вероятно,что охота как на крупных, так и на мелких животных, могла вестись при помощи ловчих ям, сетей, силков, пращи, однако археологические свидетельства этого обнаружить невозможно.
Рыболовство в неолите играло не менее важную роль, чем охота. Различные способы лова сформировались еще в эпоху мезолита. Они состояли в использовании сетей с грузилами и поплавками, бредней, верш, удочек, блесен, долбленых и каркасных лодок с веслом, в устройстве рыболовных заколов. Кроме того, применялось метательное вооружение: лук со стрелами, остроги, гарпуны. В реках и озерах лесной зоны Северной Евразии обитало много разных видов рыб. В целом, видовой состав был близок современному. Об интенсивности лова свидетельствуют кости рыб, найденные при раскопках поселений. Ловили рыбу самого разного размера, и даже самая мелкая находила применение в хозяйстве: ею могли кормить собак или варить из нее клей. Рыболовством занимались круглый год. В летний сезон в пищу также употребляли двустворчатых пресноводных моллюсков. Обитатели балтийского и беломорского побережья охотились на морского зверя: нерпу, тюленя, белуху. Сцены рыболовства и охоты на морского зверя запечатлены на петроглифах Карелии и Кольского полуострова.
На территории Республики Карелия, Мурманской, Архангельской и Вологодской областей в эпоху неолита проживали племена охотников-рыболовов-собирателей, прекрасно приспособившиеся к суровым природно-климатическим условиям северного края и таежных лесов. Об этом свидетельствуют результаты раскопок долговременных поселений, давшие богатые археологические материалы: кремневые и костяные орудия, прочные керамические сосуды, предметы искусства малых форм, украшения из янтаря. Культура племен охотников-рыболовов неолита Русской равнины представлена богатыми и разнообразными археологическими материалами раскопок долговременных поселений: кремневыми, костяными, роговыми орудиями, фрагментами керамической посуды, разнообразными украшениями, в том числе, из зубов млекопитающих, и скульптурными подвесками-оберегами. На территории Свердловской области в мезолите и неолите на реках и озерах также селились племена охотников-рыболовов-собирателей. Раскопки, проходившие в районах золотых приисков, дали богатый археологический материал. Особенно примечательны хорошо сохранившиеся в торфе деревянные изделия. Один из крупнейших археологических памятников, Горбуновский торфяник, изучается археологами и сейчас. Представленные вещи происходят из раскопок 1920–1930-х годов. Среди них – сломанные предметы быта, выброшенные в воду, и ритуальные предметы, вероятно, намеренно оставленные у края озера. Культура племен охотников-рыболовов Прибайкалья представлена в экспозиции в основном предметами из погребений – бытовыми вещами, предметами охотничьего вооружения и украшениями.
В неолите развивается интерес человека к новым материалам, таким как сланец, туф, самородная медь, янтарь, асбест, нефрит и расширяются сети взаимодействия коллективов, через которые заключались браки и происходил обмен материальными благами. Обработка кремня основывалась, в отличие от мезолита, на технике бифасиальной (двухсторонней) обработки заготовок ретушью, чаще всего, отжимной. И каменный, и костяной инструментарии
Третий и четвертый залы первоначально были посвящены памятникам бронзового века.
Желая показать в архитектурном оформлении зала широчайший ареал распространения бронзы, основатели музея предоставили его оформителям изображения наиболее характерных индоевропейских археологических памятников Западной Европы, Сибири, Индии и Кавказа.
Не случайно наличники окон зала украсило изображение змея – древнейшего мифологического символа, общего для всех древних культур мира.
Еще один космический символ – солнце – запечатлен на наличнике дверного проема, ведущего в зал № 4. Особую нарядность просторному залу придает тонированный под бронзу лепной карниз, орнаментальные мотивы которого – спирали, круги и треугольники – типичны для памятников бронзового века. Подобные узоры использованы и в геометрическом орнаменте мозаики пола.