Музейный комплекс

«Мстиславово Евангелие» (Евангелие Апракос)

Писец – Алекса, златописец – Жаден
Киев, Константинополь, Новгород
XII в.
Пергамен, чернила, темпера, золото; почерк – устав. Переплет и оклад – доски, бархат, золоченое серебро, скань, перегородчатая эмаль, полудрагоценные камни, жемчуг
1° (35,3 х 28,6 см)
Поступление: из Синоидального собрания рукописей 14 декабря 1919 г.
Витрина 14

Мстиславово Евангелие входит в число древнейших восьми точно датированных русских рукописей XI – начала XII века, представляя собой начало нового этапа развития древнерусской христианской книжности. Эта рукопись является древнейшим списком так называемой «русской редакции» перевода евангельского текста. Подавляющее большинство древнерусских рукописей Евангелия XII–XIV веков содержит текст, восходящий к редакции Мстиславова Евангелия.
Четыре златописных высокохудожественным миниатюры с изображениями евангелистов восходят вместе с миниатюрами самого раннего датированного русского Остромирова Евангелия 1056–1057 годов к одному протографу – древнейшему иллюминованному новозаветному кодексу, принадлежавшему, вероятно, митрополичьему храму – Софии Киевской. Рукопись богато украшена орнаментикой – большими пышными инициалами, чей рисунок не повторяется дважды, и заставками старовизантийского стиля в эмальерной технике.
Мстисловово Евангелие было не просто эталоном священных евангельских текстов, но и само являлось общерусской святыней. Недаром для утверждения общегосударственной концепции «Москва – Третий Рим» этот кодекс вместе с древними новгородскими иконами и реликвиями был принесен Иваном Грозным в Москву и вложен в царскую усыпальницу – Архангельский собор Московского Кремля. На протяжении веков Мстиславово Евангелие воспринималось как материальное и духовное достояние нации. Прав был один из создателей кодекса, подытоживший в конце работы над ним: «цену же Евангелия сего один Бог ведает».
Первоначальный цареградский переплет начала XII века не сохранился. Евангелие обновлено в Новгороде в 1551 году. Тогда был выполнен богато украшенный драгоценный оклад верхней крышки. По серебряной золоченой доске наложена невысокая серебряная золоченая скань. К тому же времени относятся обрамляющие средник эмали с изображениями архангелов Михаила и Гавриила, херувима и серафима. По скани также размещены тринадцать эмалей разного времени и происхождения: две узких маленьких внизу с изображениями апостолов Иакова и Варфоломея выполнены в Византии в X веке; пять квадратных эмалей относятся к XI веку (из них изображение «этимасии» имеет русскую надпись «престол г̅н», а остальные четыре – Богоматери, Иоанна Предтечи и апостолов Петра и Павла с греческими надписями); шесть эмалей в форме киотца – русской работы XII века: изображение Христа Вседержителя является средником, а изображения святых расположены по краю оклада: Георгия и Дмитрия Солунского – вверху, Бориса, Феодора Стратилата и Глеба – внизу. Здесь необходимо особо выделить древнейшие эмалевые изображения первых русских святых Бориса и Глеба. В скань вделаны шесть жемчужин. По краю оклада идет обнизь из мелкого жемчуга (изображение Георгия осыпалось, а скань и обнизь оклада над ним повреждены).

Подробнее...

Мстиславово Евангелие было заказано в один из переломных моментов новгородской истории, поэтому является не только выдающимся произведением древнерусского книжного искусства, но и памятником важнейших событий в истории Руси. Заказчик Евангелия князь Мстислав (1125–1132) – яркая фигура в русской истории. Он был сыном великого князя Владимира Мономаха (1113–1125).
После долгой борьбы и переговоров с киевским князем в 1102 году Новгород и его земли выделяются из киевского удела и становятся самостоятельным княжеством, а Мстислав провозглашается первым новгородским князем. Сразу после этого, в 1103 году, он закладывает каменную церковь Благовещения на старом княжеском Городище. Новая церковь была первым каменным храмом после пятидесятилетнего перерыва и вторым каменным храмом в городе после Софии Новгородской. На первый взгляд, церковь Благовещения на Городище посвящена небесному патрону старшего сына Мстислава – Всеволода, в крещении Гавриила: именно изображение Благовещения помещено на его печатях. Однако и для Мстислава, и для новгородцев она была памятником еще одного выдающегося события – начала новой эпохи в истории Новгорода и его княжеской династии. Городище было официальной княжеской резиденцией и символом княжеской власти. Закладка там новой дворцовой церкви, по существу, ознаменовала возникновение местной княжеской династии после долгих лет управления городом киевскими посадниками. Она мыслилась как памятник утверждения политической независимости Новгорода и союза князя и города на новой основе, своего рода Благовещение Новгороду и его новой княжеской династии.
Дата основания Благовещенской церкви на Городище – 1103 год – является нижней датой создания Евангелия. Согласно записи в конце рукописи, Евангелие написано Алексой, сыном священника Лазаря, и Жаденом, выполнившим золотом заглавия, а также, вероятнее всего, участвовавшим в декорации кодекса. Высочайший уровень исполнения всей рукописи свидетельствует о великокняжеской киевской мастерской как о месте создания этого памятника. Из другой записи следует, что придворный Наслав был послан из Киева в Константинополь для изготовления «химипета» – оклада с драгоценными эмалями и камнями. Однако ни в одной из записей не только не высказывается благопожелание, но даже не упоминается отец Мстислава Владимир Мономах, занимавший с 1113 г. киевский стол. Создание рукописи и ее организация изготовления оклада происходили в Киеве. Это делает невозможным отсутствие упоминания и благопожелания киевскому князю в похвальной записи писца заказчику, будь им отец Мстислава. Этот факт подтверждает возможность написания рукописи во времена правления его противника и предшественника – Святополка – до 1113 г.

Свернуть
1