Музейный комплекс

Огненное восхождение пророка Илии

Псков
Первая половина XVI в.
Дерево, левкас, темпера
128,5 х 103 см
Поступление: из Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря в 1947 г.
Открытое хранение

Икона происходит из церкви Ильи пророка («Илья Сухой») Ильинского женского монастыря в Пскове и относится к периоду расцвета псковской школы иконописи, которая характеризуется эмоциональной напряженностью, динамизмом и экспрессией образов.
Вознесение пророка Илии на небеса в огненной колеснице – излюбленный и широко распространенный сюжет в иконописи с конца XV века, прежде всего в Новгороде, Пскове и на Русском Севере. На Руси этот сюжет традиционно называется «Огненное восхождение пророка Илии».

Подробнее...

Иконографический сюжет «Вознесения пророка Ильи» основывается на библейском тексте IV Книги Царств (4 Цар. 2: 1–11), в котором повествуется о последней беседе пророка Илии с его учеником Елисеем, его вознесении живым (во плоти) на небо в огненной колеснице и передаче Елисею милоти (мантия, плащ) как символа пророческого дара. «…ВДРУГ ЯВИЛАСЬ КОЛЕСНИЦА ОГНЕННАЯ И КОНИ ОГНЕННЫЕ, И РАЗЛУЧИЛИ ИХ ОБОИХ, И ПОНЕССЯ ИЛИЯ В ВИХРЕ НА НЕБО» (4Цар. 2:11).
Согласно же толкованию святителя Иоанна Златоуста, принятие Елисеем чудодейственного плаща, является прообразом Евхаристии, важнейшей части христианского богослужения – литургии, которая завершается таинством причащения.
Композиция «Огненного восхождения» складывается в раннехристианский период. В древнерусских памятниках движение огненного вихря стало композиционной осью и породило множество вариантов художественного решения. Уникальная особенность данной иконы – огненный столп, охвативший фигуру пророка Илии, подчеркивающий момент дарования благодати человеческому роду.
В иконе «Огненное восхождение пророка Илии» присутствуют все признаки псковской школы: эмоциональная страстность и напряженность образов. Характерное динамическое построение композиции, строгость, колористическая монохромность, торжественный блеск золота и сияние открытой киновари подчеркивают атмосферу священно действия.
Первые упоминания об Ильинском женском монастыре относятся к 1585–1587 годам. После упразднения монастыря и церкви Илии пророка в 1787 году образ был перенесен в собор расположенного поблизости Иоанно-Предтеченского женского монастыря – места погребения псковских княгинь, где стоял «на гробнице княгини Наталии», жены легендарного псковского князя Довмонта, и сына Довмонта – Тимофея.

Свернуть
1