Музейный комплекс

Зал 14. Русская культура XIV – начала XVI в.

Развитие самобытной древнерусской культуры было прервано монгольским нашествием. В сожженных и разграбленных городах погибли замечательные образцы древнего зодчества, фрески, мозаики, многочисленные памятники письменности и прикладного искусства. Первые победы русского народа за свою независимость, создание единого Российского государства со столицей в Москве, повлекли за собой подъем национального самоуважения, усилили интерес к традициям и старине, и, в результате, привели к небывалому подъему русской культуры в XIV – начале XVI века.
С ростом политического самосознания возрастает значение летописания, которое переживало времена и расцвета, и упадка, но никогда не прекращалось. В конце XIII – начале XIV века дальнейшее развитие получило летописание Новгорода и Пскова, Ростова и Суздаля, развилось летописание Твери и Москвы. Около 1408 года в Москве по инициативе митрополита Киприана создается уже не местный, а общерусский летописный свод, а в конце XV века – Московский летописный свод – одно из самых значительных произведений русского летописания.
Национальный подъем русского общества нашел свое яркое воплощение в памятниках Куликовского цикла и воинских повестях XV – начала XVI века. Непосредственным откликом на Куликовскую битву стала «Задонщина» – выдающееся литературное произведение начала XV века, названное так по месту битвы «за Доном». Автором «Задонщины» принято считать Софония Рязанца, именно его имя названо в двух из шести дошедших до нас списков. Почти через сто лет после событий, описанных в «Задонщине», создается «Сказание о Мамаевом побоище», наполненное легендарными подробностями сражения.
В первые десятилетия после монгольского нашествия возрождается древнерусская живопись. Во второй половине XIII и в начале XIV века окончательно оформляются старые школы живописи и образуются новые. Произведения древнерусской живописи, созданные в Новгороде, Пскове, Москве, на Русском Севере, говорят о художественном многообразии русского искусства этой эпохи. С конца XIV – начала XV века усиливается художественная роль Москвы, которая постепенно подчиняет общему образцу местные школы. Образы, созданные московскими иконописцами, обращены к человеку, раскрывая красоту и силу его души. Вершина московской школы живописи – искусство Андрея Рублева, проникнутое глубокой верой в нравственный подвиг человека.
Много общего с живописью имели произведения «лицевого» шитья, высоко ценившиеся на Руси. Это были пелены и воздухи для украшения храмов, плащаницы и хоругви для праздничных церемоний, шитые иконы и даже иконостасы, использовавшиеся во время военных походов.
Значительное место в искусстве Руси этого времени занимала мелкая пластика – миниатюрная резьба по камню и дереву, металлическое литье. В основном, это предметы христианского культа: кресты, иконки, складни, панагии и др. Основными центрами их изготовления были художественные мастерские, сосредоточенные при крупных монастырях и княжеских дворах Новгорода, Москвы, Твери, Суздаля.

Показать на плане
1
Интерьер

При оформлении интерьера зала частично был использован так и не выполненный проект архитектора А.П.Попова 1885 года. По чертежам, сохранившимся в музее, обрамления окон и порталов были расписаны орнаментами из рукописных книг XIV века, на стенах зала воссозданы слепки белокаменной резьбы Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде – одного из дошедших до нас шедевров архитектуры начала XV века.

Монастырь был основан в 1398–1399 годах и находился под особым покровительством царствующего дома. Около 1405 года в нем возводится белокаменный Рождественский собор, чья архитектура повлияла на зодчих, строивших в 1423–1424 годах Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре.

Подробнее...
Свернуть