Музейный комплекс

Троица Ветхозаветная

Москва
Около 1513 г.
Дерево, левкас, темпера
142,1 х 110,3 см
Поступление: из музея «Александровская слобода» в 1941 г.
Открытое хранение

Икона «Троица Ветхозаветная» – один из шедевров в собрании древнерусской живописи Исторического музея. Она была создана выдающимся московским мастером для освященной в декабре 1513 года церкви Покрова Пресвятой Богородицы в подмосковной резиденции великого князя Василия III – «НОВОМ СЕЛЕ ОЛЕКСАНДРОВСКОМ».
Покровский собор – одно из самых ранних сооружений великокняжеского двора Александровской слободы. Дата его освящения зафиксирована в богослужебном сборнике первой половины XVI века библиотеки Троице-Сергиевой Лавры: «ЛЕТА 7022 (1514) ДЕКАБРЯ 11 СВЯЩЕНА БЫСТЬ ЦЕРКОВЬ ПОКРОВ СВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЫ В НОВОМ СЕЛЕ В ОЛЕКСАНДРОВСКОМ…». Покровский собор – третий по величине после Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля.

«Троица» – один из наиболее распространенных сюжетов христианского искусства, восходящих к книге «Бытие», где рассказывается о посещении праотца Авраама тремя ангелами. Библейская история повествует, как в глубочайшей древности, за две тысячи лет до Рождества Христова, три таинственных путника пришли к праведному Аврааму, который принял их у своего шатра под дубом Мамврийским. И возвещено было Аврааму, что у него от престарелой жены Сарры родится сын – Исаак, и что «ОТ АВРААМА ТОЧНО ПРОИЗОЙДЕТ НАРОД ВЕЛИКИЙ И СИЛЬНЫЙ, И БЛАГОСЛОВЯТСЯ В НЕМ ВСЕ НАРОДЫ ЗЕМЛИ» (Бытие, гл.18, ст.18).

В новозаветной традиции событие трактуется как явление праведному Аврааму Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого в виде трех ангелов. Существуют два основных варианта изображения этого сюжета: как «гостеприимство» Авраама и как образ Триединого Божества. Именно второй вариант воплощен в иконографии произведения.

Подробнее...

После революции 1917 года образ оказался в музее «Александровская слобода», куда свозились иконы и богослужебные предметы из закрывающихся окрестных церквей; оттуда в 1941 году он был передан в Исторический музей.

Ближайшей иконографической и стилистической аналогией памятнику из Исторического музея является «Троица Ветхозаветная» конца XV – начала XVI века из Петропавловского придела Успенского собора Московского Кремля. Следовательно, икона из кафедрального московского храма послужила образцом мастеру, исполнявшему великокняжеский заказ для подмосковной резиденции.

Икона из Покровского храма принадлежит к кругу древнейших повторений знаменитой «Троицы» Андрея Рублева, точно воспроизводя иконографическую схему и общую композицию знаменитого лаврского образа. Повторяются контуры, позы, драпировка одеяний и жесты ангелов. Изгибы их голов, плеч, крыльев как бы образуют круг – символ вечности. Однако есть и различия. Дело в том, что иконном писании никогда не делались копии с икон (на протяжении всей истории иконописи нет двух абсолютно одинаковых икон). По своему колориту «Троица» из Покровского храма несколько темнее протографа. Незначительные отступления от оригинала сказались и в большей сухости рисунка, и более пышной трактовке архитектуры и пейзажа.

Свернуть
1