Музейный комплекс

Летописец с Повестью о Темир-Аксаке

Повесть создана между 1402–1418 гг. Список XVI в.
На листе 170 об. надпись: «1617 лет / прошло», на листе 234 над строкой вписано «Петрович», внизу на поле – «Тысецкой»
Бумага, чернила, киноварь; почерк – полуустав. Переплет реставрационный – доски, кожа, медь
4° (19,3 х 22,2 см)
Поступление: в составе собрания рукописей А.С. Уварова в 1917 г.
Витрина 8

Повесть ο неудачном походе Тимура (Тамерлана) на Русскую землю была создана в начале XV века при дворе московского великого князя Василия I Дмитриевича, сына Дмитрия Донского. В ней сочетаются черты воинской повести – о борьбе русского народа против завоевателей и сказания – о чуде иконы Владимирской Богоматери, избавившей Москву от разорения.

Подробнее...

В 1395 году эмир среднеазиатского государства Тимур, в древнерусских источниках – Темир-Аксак (Железный Хромец), начал поход на Русь. Захватив Елецкое княжество, его войско подошло к рязанским землям. Услышав об этом, московский великий князь Василий Дмитриевич двинулся с войском навстречу врагу к Коломне. Москва же готовилась дать отпор врагу. Из Владимира была перенесена почитаемая еще со времен Киевской Руси Владимирская икона Божьей матери, написанная, по преданию, евангелистом Лукой.
И вот, в «КОТОРЫЙ ДЕНЬ ПРИНЕСЕНА БЫСТЬ ИКОНА ПРЕЧИСТАЯ БОГОРОДИЦА ИЗ ВОЛОДИМЕРЯ НА МОСКВУ, В ТОЙ ДЕНЬ ТЕМИР-АКСАК ЦАРЬ УБОЯСЯ И УСТРАШИСЯ, И УЖАСЕСЯ, И СМЯТЕСЯ, И НАПАДЕ НА НЬ СТРАХ И ТРЕПЕТ, И ВНИДЕ СТРАХ ВО СЕРДЦЕ ЕГО, И УЖАС В ДУШУ ЕГО, ВНИДЕ ТРЕПЕТ В КОСТИ ЕГО». Охваченный страхом Тимур остановился и, простояв около двух недель на одном месте, отошел от Москвы.
Автор «Повести…» и его современники восприняли это как чудо и как заступничество Богоматери, свершившееся именно в тот день, когда икона была принесена в Москву. «МОЛИТВАМИ СВЯТЫЯ БОГОРОДИЦА ГРАД НАШ МОСКВА ЦЕЛ И СОХРАНЕН БЫСТЬ». Β Москве на месте встречи иконы заложили памятную церковь и монастырь, названный в честь этого события – Сретенским.
Главной идеей повествования о Темир-Аксаке была идея богоизбранности Москвы среди русских городов. Образцом для ее написания послужила «Повесть о нашествии персидского царя Хоздроя на Царьград», рассказывающая о борьбе византийцев с врагом, стремящимся истребить их страну и веру. Главная составляющая этой борьбы – молитва горожан заступнице-Богородице. Именно идея победы высших сил над врагом была подхвачена и развита автором «Повести…». В середине XVI века была создана и самостоятельная «Повесть об иконе Владимирской Божьей матери», в которой с еще большей силой выражена идея небесного покровительства Москве.
Рукописная традиция донесла до нас около 200 списков и редакций «Повести…», что говорит о ее популярности на протяжении сотен лет.

Свернуть
1